Наша жизнь

Главная Тула Работа с детьми Полезные советы родителям слепых детей и тем, кто их окружает

Полезные советы родителям слепых детей и тем, кто их окружает PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 

Кристина   Фолц

Когда ребёнку с нарушением зрения всего несколько месяцев, большинство родителей стараются побороть в себе неопределённость и страх за его будущее. В это время особенно важно ознакомить их с различными точками зрения / иногда противоположными друг другу/ по этому вопросу и дать дельный совет.

Очень часто проблема эта осложняется неверием в положительный результат со стороны медиков и тех, кто призван работать с незрячими детьми. Мы уже имеем большой опыт работы с этой категорией детей, но, несмотря на это, даже сегодня подавляющее большинство работающие с незрячими детьми и подростками сильно озабочены дальнейшей их судьбой. Они с большим трудом верят или бывают крайне удивлены, когда им говорят об успехах и самодостаточности людей с нарушениями зрения.

Нельзя забывать, что именно наше отношение /как позитивное, так и негативное/ к данной проблеме является определяющим для дальнейшего развития детей. Если мы сломаем сложившиеся негативные стереотипы и профессиональные ложные взгляды и предубеждения, то наши дети смогут воспитать в себе бесценный дар самоуважения,  самосохранения, веры в собственные силы.

Оптимистичное отношение к естественной адаптации в окружающем мире для незрячих и детей с нарушениями зрения должно начинаться с рождения. Не требуют сверх естественных усилий и специальной подготовки выработка у ребёнка повседневных навыков: держать предметы, есть, одеваться, получать максимум информации об окружающих его предметах и людях/ не имея в виду чисто медицинские проблемы/.

Когда малышу всего несколько месяцев, трудно понять, слышит ли он и видит ли то, что вы делаете, ухаживая за ним: поправляете одеяло или пытаетесь привлечь к себе его внимание. Перед тем, как подойти к ребёнку или подвинуть какой-нибудь предмет около него, произнесите вслух, что вы  собираетесь делать или, кик минимум, назовите его имя перед тем, как дотронуться до него. Избегайте чрезмерно осторожного обращения со слепыми детьми, помните: в этом возрасте они мало отличаются от зрячих. И те, и другие в  первые недели жизни способны видеть людей и предметы только на очень близком расстоянии.

Когда вы носите малыша из комнаты в комнату, выносите на улицу в машину или в магазин /в зависимости от обстоятельств,  времени, кто с вами в этот момент находится и т.д../, комментируйте вслух свои действия: куда вы идете, что   вы   делаете.   Если  ребёнок   ежедневно   слышит  живую человеческую речь, это благотворно влияет на развитие его речевых навыков. С помощью ваших речевых подсказок незрячий  малыш  вскоре  начнет самостоятельно  определять изменения в расположении предметов и людей, привлекая другие органы чувств / обоняние, осязание/. Например, моя  дочь, которой сейчас 1 год 8 месяцев, самостоятельно по моей просьбе ходила на кухню или в ванную комнату. А было ей всего 1 год.

В течение длительного времени я твердила ей: «Сейчас мы пойдём в кухню. Мама будет там убираться. Мы собираемся выйти из твоей комнаты /при этих словах я клала её руку на дверь/, мы выходам. Наша с папой комната, где мы спим ночью, находится справа. Ванная комната, где мы купаемся и стираем, находится слева. За спальней вниз - ступеньки. А здесь находится зал, где стоит телевизор и стерли. Мы поворачиваем налево и попадаем в кухню.»

Я старалась как можно чаще проговаривать вслух эти описания. Когда у меня было время, я показывала дочери мебель в комнате, называла предметы мебели и для чего они  предназначены. Будучи совсем крошкой, Саманта меня слушала очень внимательно. И хотя она понимала далеко не всё, о чём я ей говорила вначале, частые повторы приводили к накоплению информации и пониманию сути явления или предмета.

Часто старшие дети и окружающие их копируют своих родителей во всём. Не приучайте ребёнка делать что-то,  обещая за это награду. Если ваш малыш любознателен, показывайте  ему   всё,   что  не причинит  ему  вреда   или травмы. Затем, обратив внимание на конкретное дело, скажите: «Минутку, дорогая! Мама убирает со стола». Это будет иметь для малыша конкретное значение, и ребёнок, соответственно, соединит воедино и соотнесёт с определенными действиями ваши передвижения по квартире, звук воды, когда вы мочите тряпку, звук, когда вытираете ею стол. В следующий раз, услышав уже знакомые звуки, он будет безошибочно определять, где вы находитесь, чем занимаетесь

... Но до тех пор, пока вы не привьёте ребёнку эти понятия звуков, запахов, материалов в окружающем его мире, он не будет знать назначение предметов, которые его окружают. Не считайте глупостью  описывать  движения,  мельчайшие подробности, свойства, внешний вид окружающих вашего ребенка предметов. Это только ему поможет.

Лично я не люблю помещать детей, особенно незрячих, в специальные манежи. Лучше посадите его на пол, дайте ему несколько игрушек, разбросайте их, пусть малыш подвигается и сам их найдёт. Это также даст ему представление о том, что его окружение гораздо больше и шире, чем он может себе вообразить. Когда он начнёт ползать или делать первые шаги, покажите ему границы между комнатами, размер комнат, как он   может   двигаться   вокруг   столов   и   стульев,   но   не  по периметру   вдоль   стен.

Покажите   своему ребёнку   все: ступеньки, деревья в саду, траву. Возьмите его на побережье, покажите ему песок, ракушки, как движется вода в реке или океане. Покажите ему пространство внутри и снаружи машины, сиденья, его место в машине. Показывайте, показывайте и показывайте как можно больше, пусть руками он ощупывает как можно больше окружающих его предметов, которые не забывайте подробно описывать, пользуясь понятными для ребёнка словами и образами. Обучайте этому своих близких, которые тесно контактируют в вашим малышом или малышкой. Кладите игрушки на определённые места на полке и показывайте ему, где они находятся по отношению к другим  предметам в комнате. Когда вы увидите, что ребёнок начинает понимать слова или произносить их, выражая свои потребности и желания, вы ощутите, что ваши старания не были напрасными. Во время прогулок ваш малыш узнает «лево» и «право» и не будет испытывать трудностей при ориентировке в знакомом окружении.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии 

 
+3 #2 Анна Кастильо 2012-09-27 13:24 Статья понравилась. https://plus.google.com/105736700196358866698/posts
 
 
+5 #1 Маргарита Павлова 2012-09-24 15:22 Статья понравилась. http://www.facebook.com/nataliiv71/posts/264234127031320
 
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 53 гостей 
Просмотрено статей : 5709015
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме