Наша жизнь

Главная Тула Социализация инвалидов Ни слепота, ни глухота не помешала Александру Суворову защитить докторскую диссертацию

Ни слепота, ни глухота не помешала Александру Суворову защитить докторскую диссертацию PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

фото Александра Суворова с семьей
Комсомольская правда. 1996. 22 мая.

ЛИЧНО

Информация к размышлению

 Успехи и сама жизнь Александра Суворова, слепоглухого 45-летнего ученого и поэта, опрокидывают множество стереотипов. И первый из них – что к таким, как он, тяжелым инвалидам, применима лишь педагогика призрения: одеть, обуть, накормить, дать в руки примитивную профессию и – обречь на прозябание. Из этой неизбежной трясины Сашу и еще троих воспитанников Загорского детдома для слепоглухих детей вырвал российский философ Эвальд Ильенков с группой таких же ученых-энтузиастов, которые пошли против предрассудков. Саша впоследствии утверждал: «Я сложился как личность, так сказать, по недоразумению, по недосмотру". За несколько лет постоянных занятий Ильенков подготовил ребят к поступлению и учебе на психологическом факультете МГУ. 

Учительский подвиг Ильенкова Саша, его самый любимый ученик, оплатил сторицей. От него же унаследовал неистребимую, пронзительную любовь к людям, особенно к детям.

«Я весь мир посадил бы к себе на колени, Как сейчас малыша посадил!» - записал он в одном из своих стихотворений. Самым мучительным оказалось то, что он не мог самостоятельно наблюдать своих маленьких друзей, любоваться ими. «...Я наконец почувствовал, - пишет он в своем дневнике, - что значит «ненаглядный». Очень просто, но для меня недостижимо: сидеть в сторонке, чем-то своим заниматься – и иметь возможность, бросив беглый, взгляд, каждую секунду знать, кто чем занят... Сидеть в сторонке – и любоваться!.. Если бы среди моих знакомых был великий художник слова, если бы он свободно говорил дактильно и если бы он согласился часок посидеть на детской площадке, рассказывая об окружающих нас детях, описывая их позы, любые действия, передавая их речи...»

Но и это был бы суррогат: любоваться можно только самому, а если это физически невозможно, то ничего не поделаешь – терзайся не терзайся... И если дружба с детьми не получается, я должен снова и снова, с новыми и новыми всю жизнь добиваться, чтобы дружба получилась. Иначе просто незачем жить. А перестать жить, раз не получается, кому ума недоставало? "Жить – не каприз, а долг", – записал я в дневнике.

Книги Суворова, посвященные работе с детьми в детдоме, в пионерском лагере "Салют" под Санкт-Петербургом, полны описания этих попыток завоевать умы и сердца ребят, неудач и побед, собственных изобретений. А так как его практика изначально пронизана осмыслением, мощным интеллектом, то и его кандидатская диссертация "Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоты и глухоты" по сути автобиографична.

...Из всех наград и званий, включая зарубежные, Саше особенно дороги детские награды: посвящение в мае 1993 года в рыцари Детского ордена милосердия, а зимой этого года – вручение на Рождественской елке в Кремле награды среди двенадцати самых добрых, по мнению ребят, людей России.

В наше смутное время, когда люди теряют почву под ногами и сама жизнь кажется им мраком, пример Суворова, победившего тотальную темноту и безмолвие мира, может стать нам всем добрым уроком.

Вчера в Институте психологии РАО состоялась защита докторской диссертации Александра Суворова "Человечность как фактор саморазвития личности". Поздравляем!

Ольга МАРИНИЧЕВА


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 45 гостей 
Просмотрено статей : 5782540
Индекс цитирования
Оценка качества сайта