Наша жизнь

Главная Тула Социализация инвалидов Недоступность делает шаг назад

Недоступность делает шаг назад PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

АиФ. - 2014. - № 35. - 27 августа - 2 сентября. - С. 9.

Всем должно быть удобно жить в городах и поселках регионаТула становится открытой и удобной для всех.

Городские улицы дай людей с ограниченными возможностями часто представляются местом, в котором этим людям места нет. Масштабная программа «Доступная среда» стартовала в нашем регионе в прошлом году, и в её рамках было сделано немало. Однако нам ещё есть к чему стремиться. О том, к чему именно, нам рассказали те, кого это непосредственно касается.

- Я достаточно активный человек, увлекаюсь рыбалкой и жаловаться не хотелось бы, - говорит туляк СергейСергей Бушуев БУШУЕВ (ДЦП, передвигается на костылях), - Но если в общем говорить о проблемах по доступной среде, то всё познаётся в сравнении. У нас сейчас модно равняться на Европу, поскольку есть интернет и можно увидеть, как организовано пространство там. Знакомая колясочница живёт в маленьком городке в Австрии - говорит, что препятствий в передвижении не испытывает вообще. У нас же часто проблемы решить просто элементарно - например, просто прикрутить дополнительную трубу рядом с поручнем. Но я был в других российских городах и мне есть с чем сравнивать. Тула в этом отношении всё-таки получше. В городе есть движение, пусть и медленное, в сторону доступной среды.

И слепой «увидит»

Елена Моисеева- Что касается передвижений по городу, то Туле нужны крупные таблички на общественном транспорте, которые обязательно должны присутствовать ещё и сбоку машины, - говорит Елена МОИСЕЕВА, председатель Тульской городской организации Всероссийского общества слепых. - Они должны светиться, чтобы слабовидящий человек мог заметить их даже в темноте. Кроме того, необходимо оборудовать транспорт и остановки специальными оповещательными аудиосистемами, которые сообщали бы всю необходимую информацию. У нас сейчас во многих местах появляется тактильная плитка, это очень хорошо, поскольку без неё незрячий человек просто потеряется в пространстве. И такая плитка должна быть абсолютно везде, на каждом повороте.

Транспортный вопрос

Второй год тульские тротуары щедро укладывают плиткой. Прошлой осенью работы шли так рьяно, что некоторые дороги свою функцию временно просто не выполняли. В этом году «ковровое» плиточное покрытие продолжило своё распространение по тульским улицам - дождались обновки многие периферийные дорожки, и даже такие, которым и простой ямочный ремонт был раньше, что называется, за счастье. И работы, как отмечают люди с инвалидностью, ведутся споро. Вместе с новым покрытием перекрёстки стали оснащать тактильной плиткой.

Как рассказал нам советник губернатора Тульской области Виктор ИВАНОВ, в планах установить на тульских улицах 20 остановок, которые будут полностью адаптированы для нужд инвалидов всех категорий: колясочников, по зрению, слуху и др. Также в этом году автопарк тульского социального такси пополнился ещё на две машины. Теперь у нас семь автомобилей.

В начале этого года состоялась встреча представителей тульских организаций инвалидов и руководства МКП «Тулгор-электротранс». Директор этого казённого предприятия Геннадий МЕЛЬНИКОВ пообещал, что проблема с автобусами будет решаться путём замены подвижного состава. Результат этой встречи: к концу второго квартала осталось не более 30-40 высокопольных машин, остальной общественный транспорт имеет низкий пол и аппарели (наклонную площадку, по которой колясочник может заехать в транспорт).

В прошлом году было приобретено 7 троллейбусов, позволяющих обслуживать пассажиров с ограниченными возможностями, ещё 15-16 подобных машин поступят до конца этого года и 30% подвижного состава будут уже низкопольными, обещают транспортники. В следующем году этот показатель планируется довести до 50%, то есть каждый второй тульский троллейбус будет с низким полом. А в 2016 году процент таких машин поднимется до 80.

- В нашем городе не существует ни одного остановочного пункта, позволяющего нормальную посадку в трамвай инвалида-колясочника, - говорит Геннадий МЕЛЬНИКОВ. - Глубокая модернизация трамвайных маршрутов потребует строительства как минимум 45 пар даже не остановочных комплексов, а «остановочных перронов», поднятых на 400 мм от уровня дороги и оборудованных удобными подъездными путями. Эти остановки должны будут находиться в тротуарной зоне, а не на проезжей части. Подвижной состав также требует замены, и, скорее всего, мы перейдём на использование «трамвайных поездов» - 32-метровых машин, имеющих по 4-6 секций. В этом году будет создана транспортная концепция развития региона, и к весне 2015 года мы приступим непосредственно к реконструкции трамвайного движения в Туле.

А в Центральном парке на пляже появилось совсем уж неожиданное приспособление - специальная коляска с надувными поручнями, в которой можно смело зайти в воду и поплавать. Она пока всего одна, но появление её показательно. Значит, есть задачи обеспечить не только комфортное проживание в городе людям с инвалидностью, но и сделать так, чтобы они могли отдыхать так же, как все остальные.

- Мы приближаемся к доступной среде, серьёзные сдвиги есть, но сделать ещё нужно очень многое, - говорит Виктор Павлович. - Германия 20 лет шла к сегодняшнему своему состоянию, у нас же всерьёз занялись этим последние два года благодаря вниманию регионального правительства к нуждам инвалидов, желанию и воле создать для них нормальные условия жизни в области. И перемены мы все уже ощутили.

Инвалиды оценят работы

И они могли быть куда более масштабными, если бы вслед за правительством правильный подход к решению озвученных проблем был выработан и в строительной сфере.

Как считает Виктор Иванов, об удобстве для инвалидов надо думать ещё на стадии проектирования зданий, пандусов и бордюров. Но думают далеко не все подрядчики. Кто-то - в силу формального подхода, а кто-то смотрит на многие вещи глазами человека, не знающего, что такое жизнь в инвалидной коляске.

- Крупный тульский банк сделал пандус в своём отделении на Красноармейском проспекте, - говорит Виктор Иванов. - С одной стороны бордюр понижен. С другой стороны улицы - повышен. Получается, когда я переезжаю дорогу, то упираюсь в бордюр. Сейчас все исправили, но ведь можно было и заранее подумать.

Формализм в подходе к установке пандусов иногда приводит к печальным результатам. Инвалидные коляски бывают самых разных размеров, и владелец условного магазина может рассуждать, например, так: «Сделаю пошире, чтобы каждая смогла проехать». Это в корне неверно, потому что на широком хвате рук подниматься тяжело, да и комплекция у всех людей разная. Кто-то просто не дотянется. По нормам расстояние между перилами должно быть 90 см -1 м, но эти нормы, очевидно, неизвестны, да и узнавать о них часто не хотят.

В прошлом году похожие «косяки» были и с бордюрами. В частности, на перекрёстке улиц Демидовской и Пузакова сделали новую дорогу и поставили бордюрный камень. Не вкопали, а именно поставили. И бордюр этот стал для колясочников непреодолимым барьером. При этом по СНИПам высота его не должна превышать 1,5.см. По требованию власти всё исправили, но на это ушло время, а проще и дешевле было бы сделать сразу всё по-человечески.

- В последнее время власть много внимания уделяет проблемам инвалидов, - говорит советник губернатора. - Недавно на самом высоком уровне было принято решение: прежде чем будет подписан акт приёмки, проделанную работу должны будут оценить проживающие в доме инвалиды. Если для них будут препятствия, работы приняты не будут. Это дорогого стоит.

Переселяют на первые этажи

Но все вышеизложенное касается проблем передвижения по городу. А до него ещё надо добраться, сумев выбраться из дома. И вот именно это проживающему в тульских хрущёвках инвалиду сделать порой очень и очень проблематично. Лестничные пролёты узкие, перила только с одной стороны. Нет пандусов. «80% жилого фонда области абсолютно не приспособлено под эти нужды и даже не подлежит адаптации», - утверждает Виктор Иванов.

В последние годы с этой проблемой в области пытаются справляться. В частности, расселяют инвалидов на первые этажи и делают дополнительные выходы из квартиры, с пандусами, перилами и всем необходимым. В Новомосковске таким образом уже переселили на первые этажи 10 инвалидов, в Плавске - двоих, проводилась аналогичная работа в Щёкине и Суворове.

Для колясочника чрезвычайно важно как можно скорее выйти из затвора в собственной квартире. Есть исследования, результаты которых наглядно показывают, что достаточно 3-5 лет просидеть безвылазно, чтобы человеческая психика изменилась достаточно серьёзно. Человеку уже просто не захочется никуда выходить. У него уже другие интересы, и он уже адаптировался. Только не к доступной среде, а к своим четырём стенам.

И если с прошлого года - когда начала действовать программа «Доступная среда» - произошло столько изменений, значит, нет задачи «законсервировать» маломобильные труппы населения в своих квартирах. А есть задачи другие. Сделать городское пространство доступным для всех и каждого.

 

Дмитрий ВАЛЕРИН

 

А как у них?

- В Нью-Йорке вход в метро - это узкий лаз, напоминающий спуск в подвал с крутой лестницей, - рассказывает тулячка Галина ЛУГОВАЯ, мама ребенка с ДЦП. – Коляску пришлось заносить на руках. Для особых пассажиров – отдельная дверь, которую можно открыть, только обратившись к сотруднику. Один раз попали так, что его не было на месте. Пришлось складывать коляску и нести над турникетом на руках, точно так же как и ребенка. Есть станции, оборудованные специальными значками и специальными входами для колясок, но их мало.

- Из тех стран и городов, где я бывал, хуже всего с доступностью в Таллине, - говорит инвалид-колясочник Аркадий ЧУРИЛОВ. – Там примерно так же, как в России, - съездов тротуаров нет или они неудобные, на входах в здания нет пандусов. К тому же в старом городе очень жесткая брусчатка на проезжей части, а тротуары через каждые несколько метров пересекают глубокие водосточные сливы. Передвигаться по таким улицам жутко неудобно.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 74 гостей 
Просмотрено статей : 5769669
Индекс цитирования
Оценка качества сайта