Наша жизнь

Главная Тула Тульская ОСБС Научно-практическая конференция по проблемам образования детей со зрительной недостаточностью в г. Туле

Научно-практическая конференция по проблемам образования детей со зрительной недостаточностью в г. Туле PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Коррекционная педагогика. 2010. № 5. С. 91-93.

Участники конференции в МДОУ №84«Инновационные подходы в системе психолого-педагогического сопровождения образования детей со зрительной недостаточностью», под таким названием в разгар золотой осени с 19 по 21 октября, в старинном русском городе Туле проходила Всероссийская научно-практическая конференция.

Организаторами конференции были профессорско-преподавательский коллектив Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого: Вронский О.Г., проректор по научно-исследовательской работе; Лях Т.И., декан факультета психологии; Кокорева О.И., заведующая кафедрой детской психологии дошкольного образования; Слюсарская Т.В., доцент кафедры детской психологии дошкольного образования; Чуканова А.М., директор ГУК ТО Тульской областной специальной библиотеки для слепых; Осташко О.А., начальник Управления образования администрации г. Тулы.

В кабинете дефектологаКокорева О.И. отметила, что научная работа кафедры детской психологии и дошкольного образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого по проблеме интеллектуального и физического развития детей с нарушениями зрения позволила разработать методические рекомендации по эффективному использованию педагогических технологий диагностической работы с дошкольниками, результаты которой могут быть использованы для оптимизации и стимулирования психофизического развития детей.

Игровая зона в детском садике №84Слюсарская Т.В. доцент кафедры детской психологии и дошкольного образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого раскрыла основные направления научной деятельности по проблеме мониторинга эмоционально-личностного развития детей, необходимого для выявления степени эффективности педагогических воздействий, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на занятиях и в повседневной жизни. Она подчеркнула важность подготовки специалиста, способного творчески подходить к организации образовательного процесса, внедрять в практику современные технологии развития и обучения детей с нарушениями зрения. Федоренко Ю.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры детской психологии и дошкольного образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого в своем сообщении уделила внимание вопросу организации коррекционно-образовательного пространства для развития эмоциональной сферы дошкольников с парциальным зрительным дефектом.

Большой интерес вызвало сообщение о состоянии, проблемах и перспективах развития образования детей с нарушением зрения в Тульской области Подчуфаровой О.Б., кандидата педагогических наук, председателя Тульской областной организации Всероссийского общества слепых. Ярош О.Н., тифлопедагог МДОУ №125 г. Тулы в своем выступлении показала важность формирования культуры общения у детей с патологией зрения с использованием тактильных изданий. Федина Н.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУСШ №51 выступила с докладом о роли учителя в здоровьесберегательной школе.

Занятия с детьмиВ конференции приняли участие представители г. Москвы, г. Серпухова Московской области, г. Ефремова. Жигорева М.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва) в своем докладе осветила уровневый подход к оценке комплексных нарушений развития и подробно остановилась на вопросе оказания психолого-педагогической помощи таким детям. Пантелеева Л.А. доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва) познакомила участников конференции с результатами исследования по проблеме овладения учебно-терминологической лексикой детьми с ограниченными возможностями здоровья и поделилась практическим опытом формирования обозначенного пласта лексики в процессе логопедических занятий. Березина Г.А. (г. Серпухов) выступила с сообщением на тему: «Обогащение природоведческого словаря детей с нарушением зрения на экологических занятиях», где особое внимание было сконцентрировано на важности экологического воспитания дошкольников, которое является базой для социально-бытовой ориентации и освоения окружающего мира в целом.

Чуканова А.М. и другие участники конференции в МДОУ №84Пленарное  заседание  проходило  в  читальном зале Тульской областной специальной библиотеки для слепых, директор Чуканова А.М. рассказала об основных направлениях деятельности библиотеки. Фонд библиотеки универсален, собраны репродуцированные издания - литература, напечатанная рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), кассеты с озвученными произведениями - «говорящие» книги, электронные носители,  а также  плоскопечатные книги и журналы. Издания можно читать на тифломагнитофонах,  использовать  компьютер и различные тифлотехнические средства. В библиотеке имеются электронный каталог с полным перечнем изданий, электронные рабочие места для инвалидов, которые включают специальные звуковые программы, позволяющие свободный доступ к информации. Пользоваться библиотекой могут лица с нарушениями зрения практически всех возрастов. За последние годы фонд библиотеки пополнился детскими книгами с рельефным картинным материалом, которые изготовляют сами работники библиотеки - это сказки, детские рассказы. Такие книги пользуются большим спросом у населения. В библиотеке предоставлена возможность получать информацию не только лицам с нарушениями зрения, но и специалистам, работающим с детьми со зрительной патологией, их семьям, а также студентам.

В кабинете дефектологаУчастники конференции посетили МДОУ №84 - детский сад комбинированного вида г. Тулы. Заведующая детским садом Васютина Л.Л. познакомила со структурой детского сада, куда входят такие предметно-развивающие зоны, как музыкальный зал, глазной кабинет, кабинет логопеда. Большое внимание в учреждении уделяется работе по укрепление здоровья и физическому развитию детей, поэтому активно функционируют спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, массажный кабинет. В саду работает 12 групп для детей разного возраста, из них 4 группы - коррекционные для детей с нарушениями зрения (от 3 до 7 лет), всего в дошкольном учреждении 220 детей. Цель - создание условий для интеллектуального,  эмоционального  развития и саморазвития ребенка, воспитание его физической  культуры,  формирование личности, готовой к жизни в меняющемся мире через    познавательно-речевое,    социально-личностное, коррекционно-развивающее воспитание. Эмоциональный отклик у всех собравшихся  вызвало  открытое  занятие  с детьми старшей группы с нарушением зрения «Что такое камни?», которое успешно провела воспитатель Кузнецова И. В.

В МДОУ №84Работники детского сада в постоянном поиске новых методов обучения и воспитания детей с нарушени­ями зрения. Опытом работы по формирова­нию у детей элементарных исторических пред­ставлений об окружающем мире и истории своего народа поделилась воспитатель Зюзюкина Т.А. Она продемонстрировала некото­рые приемы изготовления кукол - игрушек, существовавших в давние времена на Руси, в последствии эти куклы можно использовать на занятиях. В сообщении воспитателя Рыженковой И.И. освещены вопросы развития познавательной сферы ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья посредством опытно-исследовательской деятельности, она указала на важность включения ребенка с на­рушением зрения в доступную исследователь­скую деятельность, благодаря которой дети постигают истину природных явлений.

В результате обсуждения стало очевидным, что специалисты учреждений проводят огром­ную работу с детьми, имеющими нарушения зрения, создают и воплощают идеи, способ­ствующие повышению качества образователь­ного процесса. С учетом выступлений и анали­за практической работы на итоговом заседании конференции были изложены перспективы работы по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения образования детей со зрительной недостаточностью: повы­шение профессионального уровня специали­стов, совершенствование содержания, методов воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, усиление взаимосвязи деятельности педагогов, психологов и родителей детей со зрительной недостаточностью. Собравшиеся единодушно поддержали предложение о необ­ходимости проведения регулярных конферен­ций с целью наиболее глубокого творческого сотрудничества, объединения усилий всех за­интересованных лиц и структур для взаимной поддержки, совместной целенаправленной ра­боты и обмена опытом.

Жигорева М.В.,

докт. пед. наук МГГУ им. М.А. Шолохова г. Москва

PS: Смотрите фотогалерею:    1 день конференции ->

2 день конференции ->

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 148 гостей 
Просмотрено статей : 5531466
Индекс цитирования
Оценка качества сайта