Наша жизнь

Главная Тула Правовые основы социальных гарантий Документы Повышение качества жизни старшего поколения

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2011 г. N 404

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

(Извлечения)

В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 "О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011 - 2015 годы" (приложение).

2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Заместитель губернатора

Тульской области

А.А.ЧМУНЕВИЧ

 

 

 

Приложение

к Постановлению администрации

Тульской области

от 18.05.2011 N 404

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Паспорт

долгосрочной целевой программы

Наименование долгосрочной целевой программы:  «Долгосрочная целевая программа "Повышение  качества жизни старшего поколения Тульской  области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке долгосрочной  целевой программы (дата и номер соответствующего  нормативного акта) : Постановление администрации Тульской области от 17.05.2011 N 400 "О разработке долгосрочной  целевой программы "Повышение качества жизни  старшего поколения Тульской области на 2011 - 2015 годы"

Государственный заказчик: Департамент социального развития Тульской области.

 

Исполнители долгосрочной целевой программы: Департамент социального развития Тульской  области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент культуры Тульской области, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, департамент  предпринимательства и потребительского рынка  Тульской области, департамент строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Тульской  области, государственное учреждение  капитального строительства "ТулоблУКС" (по  согласованию), подведомственные департаменту   социального развития Тульской области,  департаменту культуры Тульской области  государственные учреждения Тульской области  (по согласованию), органы местного самоуправления Тульской области  (по согласованию).

Цель Программы: формирование организационных и социально-экономических условий для   осуществления мер по улучшению положения и   качества жизни граждан пожилого возраста,   повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста  доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и  досуга.                                       
Задачи Программы:   оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений  социальной защиты населения Тульской области; 
совершенствование форм социальной поддержки  граждан пожилого возраста;                    
поддержание активной жизненной позиции и  социального долголетия граждан пожилого возраста.

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой  программы:  Программа реализуется в один этап с 2011 по  2015 годы

Ожидаемые конечные  результаты реализации долгосрочной целевой  программы и показатели  социально-экономической  эффективности: Реализация мероприятий Программы позволит:

- ввести в эксплуатацию после завершения  строительства, реконструкции и капитального ремонта здания, помещения, инженерные сети и сооружения в 10 учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;

-  создать 363 места в стационарных учреждениях  социального обслуживания Тульской области;    
- улучшить бытовые условия проживания в 8 учреждениях социального обслуживания        
населения Тульской области;                   
- провести 50 мероприятий по оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением    
волонтеров и представителей тимуровского движения;                                     
- провести 25 массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан  пожилого возраста;                            
- обучить основам компьютерной грамотности 50 граждан пожилого возраста в информационно-компьютерном центре;                          
- обучить основам социального законодательства  125 граждан пожилого возраста на курсах "Третий возраст".

 

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.

В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области. При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.

Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года в Тульской области составляла 22,5 процента и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2 процента, Центральный федеральный округ - 20 процентов). Удельный вес населения пенсионного возраста в регионе на начало 2008 года являлся также самым высоким в стране (26,9 процента), существенно превосходя показатели по Российской Федерации (21 процент) и по Центральному федеральному округу (23,9 процента).

Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации (21,6 процента) и по Центральному федеральному округу (24,4 процента).

Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым сложно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях.

Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

Социальную поддержку пожилых людей оказывают 45 учреждений системы социальной защиты населения Тульской области различного профиля, в том числе 13 домов-интернатов, 30 полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, 2 специализированных учреждения для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно в различных отделениях полустационарного типа социальные услуги получают около 9000 человек. Почти 14 тысяч пенсионеров, частично утративших способность к самообслуживанию, получают надомные услуги. В домах-интернатах проживает около 3000 человек, в том числе более 1200 граждан пожилого возраста. Более 50 процентов составляют лица старше 70 лет, причем увеличивается количество долгожителей - граждан старше 85 лет.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью политики администрации Тульской области.

Состояние материально-технической базы действующих домов-интернатов региона в целом позволяет удовлетворять потребности населения в социальных услугах и повышать их качество. Это стало возможным благодаря обновлению устаревших основных фондов и внедрению современного технологического и медицинского оборудования за счет установки приборов учета, контроля и регулирования расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, обязательного применения процедуры конкурсного отбора при закупках лекарственных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, повышения квалификации медицинского и обслуживающего персонала.

Вместе с тем требуют решения проблемы в сфере медико-социального обслуживания пожилых людей. Спрос на медико-социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания и здравоохранения, в настоящее время удовлетворен не полностью.

Это обусловлено значительной численностью пожилых людей с выраженной социальной недостаточностью, экономической зависимостью и неудовлетворительным состоянием здоровья.

За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 104,4 тыс. человек. Сокращение численности населения области происходит в основном за счет естественной убыли, которая обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе - в 1,4 раза).

В структуре смертности населения большой удельный вес составляет показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (1221,0 на 100,0 тыс. населения), что в основном характерно для пациентов старших возрастов. Указанный показатель превышает средний показатель по Российской Федерации на 25 процентов.

В регионе сформировалась устойчивая очередь на надомное и стационарное социальное обслуживание.

Впервые очередность на получение места в доме-интернате значительно выросла в 2008 году в связи с тем, что в результате пожара в 2007 году прекратило свое существование государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Чернский дом-интернат для инвалидов и престарелых" на 320 мест. На 1 января 2008 года в получении места в доме-интернате нуждалось 30 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2009 году - 170, в 2010 году - 180 граждан. В настоящее время в листе ожидания путевки в дома-интернаты находятся более 280 заявлений.

Это явление имеет тенденцию к росту в связи с проводимым в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011 - 2012 годы сокращением коек в отделениях (палатах) сестринского ухода. К закрытию планируется 822 койко-места в 32 муниципальных учреждениях здравоохранения. По состоянию на 10 сентября 2010 года в указанных лечебных учреждениях проживало 645 человек. Большинство находящихся в отделениях сестринского ухода лиц страдают хроническими заболеваниями, утратили родственные и социальные связи, не имеют жилья, то есть нуждаются в социальном обслуживании в условиях дома-интерната. Рост очереди на данные услуги может увеличить срок ожидания путевки до 18 - 24 месяцев.

Наличие очередности, ожидание места в течение продолжительного времени вступает в противоречие с основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статьей 3 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" законодательно закреплена ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанной категории граждан в сфере социального обслуживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р одобрен социальный норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тысяч населения. С учетом данного норматива в домах-интернатах необходимо иметь не менее 4500 мест (фактически в настоящее время в Тульской области 2840 мест).

Особое внимание требует проблема совершенствования оказания пожилым людям медицинской помощи с целью увеличения средней продолжительности жизни и снижения темпов преждевременной смертности. Граждане в возрасте 70-75 лет имеют в среднем до семи различных хронических заболеваний, в том числе психоневрологических. Так, среди лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов региона, более 64 процентов составляют граждане старше 65-летнего возраста. Все они нуждаются в постоянной медицинской помощи и уходе. Из поступивших в 2010 году граждан на постельном режиме находилось 47 процентов пенсионеров (в 2009 году - 49 процентов, в 2008 году - 47 процентов).

Остается актуальной задача решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан, особенно проживающих в отдаленной сельской местности, и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты). Среди пожилых людей наблюдается низкая социальная активность.

Таким образом, социально-экономические проблемы граждан пожилого возраста носят комплексный характер, их решение требует координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, широкой общественности.

Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов повышения качества жизни пожилых граждан в Тульской области в рамках Программы позволит обеспечить комплексное решение проблемы социальной поддержки указанной категории жителей региона, расширить сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Тульской области, повысить эффективность действующих учреждений Тульской области путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг.

 

2. Цели и задачи долгосрочной целевой программы

Целью Программы является формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.

Для реализации цели Программы следует решить следующие задачи:

оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;

совершенствование форм социальной поддержки граждан пожилого возраста;

поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.

 

3. Перечень мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы

1.1. Реконструкция здания по адресу: Тульская область,  г. Белев, ул. Пролетарская,  
д. 7 для размещения  ГСУСОССЗН "Белевский  дом-интернат милосердия для  
престарелых и инвалидов" на  95 мест, в том числе ПИР.

1.2. Строительство спального  корпуса на 50 мест в ГСУСОССЗН "Тульский      
психоневрологический  интернат", в том числе ПИР.

1.3. Реконструкция здания учебного корпуса ГОУ ТО   "Крапивенская специальная    
(коррекционная)  образовательная школа-интернат VIII вида" в целях организации
на ее базе учреждения  социального обслуживания  населения Тульской области на
250 мест, в том числе ПИР.

1.4. Реконструкция здания  учебного корпуса МОУ "Николо-Жупанская  основная общеобразовательная школа" в целях организации на ее базе учреждения социального
обслуживания населения Тульской области на 90 мест, в том числе ПИР.

1.5. Капитальный ремонт здания ГУ ТО "Центр социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Плавского района Тульской области", в том числе ПИР

1.6. Капитальный ремонт здания по адресу: г. Тула, ул. Чаплыгина, д. 6 для  размещения ГУ ТО "Центр  социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Пролетарского района г. Тулы" на 30 мест, в том числе ПИР.

1.7. Капитальный ремонт здания ГУ ТО "Центр социального обслуживания граждан пожилого  возраста и инвалидов "Милосердие" Киреевского района Тульской области".

1.8. Капитальный ремонт здания ГУ ТО "Тульский городской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и нвалидов", в том числе ПИР.

1.9. Строительство пищеблока  на 50 мест и инженерных сетей  в ГУ ТО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  Центрального района

г. Тулы", в том числе ПИР.

1.10. Капитальный ремонт системы канализации в  ГУ ТО "Центр социального 
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  Одоевского района Тульской   
области".

1.11. Оснащение автомобильным транспортом для организации работы мобильных бригад в    
ГУ ТО "Тульский городской  центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и   инвалидов", ГУ ТО "Центр социального обслуживания  граждан пожилого возраста и  
инвалидов "Милосердие" Киреевского района Тульской   области", ГУ ТО "Центр   
социального обслуживания  граждан пожилого возраста и   инвалидов Новомосковского    
района Тульской области".

1.12. Приобретение   специального санитарного  автомобильного транспорта для  ГСУСОССЗН "Первомайский  дом-интернат для престарелых и инвалидов",  ГСУСО "Северо-Агеевский   специальный дом-интернат для  престарелых и инвалидов", СУСОССЗН "Торховский   психоневрологический   интернат",  ГСУСОССЗН "Кимовский     
психоневрологический интернат".

2.1. Расширение сети   социальных магазинов в целях  обеспечения ценовой доступности основных продуктов питания для малообеспеченных  групп населения, в том числе 
для граждан пожилого возраста.

2.2. Организация торгового  обслуживания населения, в том  числе граждан пожилого       
возраста, в отдаленных  населенных пунктах.

2.8. Волонтерская акция  «Весенняя неделя добра".

3.1. Организация и проведение  областных мероприятий,   посвященных Международному дню
пожилого человека.

3.2. Организация экскурсий для клиентов государственных  учреждений социального 
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (посещение исторических мест,
организация религиозных и  паломнических туров).

3.3. Организация экскурсий для граждан пожилого возраста в музеи Тульской области.

3.4. Организация и проведение  областных фестивалей "Мы душою молоды всегда" и "Поют       
ветераны".

3.5. Организация работы клуба любителей рукоделия в музее  П.Н. Крылова.

3.6. Проведение выставок  художников-ветеранов и  литературных гостиных для граждан пожилого возраста.

3.7. Организация работы  информационно-компьютерного  центра по обучению граждан   
пожилого возраста первичной компьютерной грамотности на  базе ГУК "Тульская       
областная универсальная научная библиотека".

3.8. Организация работы курсов "Третий возраст" по вопросам  пенсионного и социального законодательства, основам  долголетия для граждан  пожилого возраста на базе  учреждений социального обслуживания населения  сотрудниками  ГОУ ВПО "Тульский    
государственный педагогический университет  им. Л.Н. Толстого".

3.9. Мероприятие "Старость в радость", посвященное Международному дню пожилого человека.

--------------------------------

Принятые сокращения:

ГСУСОССЗН - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения;

ГОУ ТО - государственное образовательное учреждение Тульской области;

МОУ - муниципальное образовательное учреждение;

ГУ ТО - государственное учреждение Тульской области;

ГСУСО - государственное стационарное учреждение социального обслуживания;

ГУЗ - государственное учреждение здравоохранения;

ГУК - государственное учреждение культуры;

ГОУ ВПО - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

 

6. Социально-экономическая эффективность долгосрочной целевой программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит осуществить меры по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга, в том числе:

ввести в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта здания, помещения, инженерные сети и сооружения в 10 учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;

создать 363 места в стационарных учреждениях социального обслуживания Тульской области;

улучшить бытовые условия проживания в 8 учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в том числе: построить столовую, заменить систему канализации, провести капитальный ремонт жилых помещений в полустационарных учреждениях социального обслуживания, за счет ввода в эксплуатацию новых зданий организовать современные кабинеты медико-социального назначения и бытовые комнаты в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания;

провести 50 мероприятий по оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением волонтеров и представителей тимуровского движения;

провести 25 массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан пожилого возраста;

обучить основам компьютерной грамотности 50 граждан пожилого возраста в информационно-компьютерном центре;

обучить основам социального законодательства 125 граждан пожилого возраста на курсах "Третий возраст".

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 45 гостей 
Просмотрено статей : 5780750
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме