Наша жизнь


О взыскании алиментов PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

19 июня 2012 г. N 01-16

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов -

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

19 июня 2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ДОКУМЕНТОВ О ВЗЫСКАНИИ АЛИМЕНТОВ

(Извлечения)

I. Общие положения

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682.

 

II. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов

и сроки их предъявления к исполнению

2.1. Порядок уплаты алиментов

 

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации к лицам, имеющим право на получение алиментов, относятся: несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи.

Семейным законодательством предусмотрено два порядка уплаты алиментов: договорной (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда - взыскание алиментов).

Исходя из общих правил, установленных ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

С учетом материального или семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств суд может по заявлению стороны исполнительного производства уменьшить или увеличить размер этих долей, а также по заявлению взыскателя установить размер алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 СК РФ), на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ), на супруга либо бывшего супруга (ст. 91 СК РФ), на других членов семьи (ст. 98 СК РФ).

В перечисленных случаях размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

В соответствии с п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях его индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

Прекращение алиментных обязательств в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет изменение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных.

При удержании алиментов на двух или более детей, размер которых установлен в судебном порядке, в случае достижения одним из детей совершеннолетия (если в исполнительном документе указан единый размер алиментов на всех детей, например, 1/2 или 1/3) размер удерживаемых алиментов устанавливается в следующем порядке.

Судебному приставу-исполнителю рекомендуется за три месяца до наступления совершеннолетия одного из детей предлагать плательщику алиментов обратиться в соответствующий суд для изменения доли, подлежащей взысканию на несовершеннолетних детей, либо самостоятельно обращаться в суд.

 

2.2. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов

 

Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Закона являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.

Действующим законодательством определены обязательные требования к исполнительным документам, в том числе:

требования, предъявляемые к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Закона;

реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;

соглашение об уплате алиментов должно соответствовать положениям главы 16 СК РФ.

В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.

 

2.3. Сроки предъявления исполнительных документов

о взыскании алиментов к исполнению

 

Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее - исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Закона).

 

III. Возбуждение исполнительного производства

 

3.1. Предъявление исполнительного документа о взыскании

алиментов взыскателем в подразделение судебных приставов

 

Исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскателем или его представителем при наличии соответствующей информации указывается:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, код подразделения, адрес регистрации), а также контактные данные взыскателя;

наименование, номер и дата выдачи исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

размер требования (с указанием конкретной даты взыскания или суммы задолженности);

сведения о должнике (телефоны, место работы, адрес фактического и предыдущего места жительства и т.д.);

реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять взысканные денежные средства;

иные сведения (имеющие значение для исполнения).

В случае смены фамилии, имени, отчества лиц, участвующих в исполнительном производстве о взыскании алиментов, судебному приставу-исполнителю рекомендуется соответствующие документы, подтверждающие данный факт (свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т.д.) приобщать к материалам исполнительного производства, выносить постановление о замене фамилии, имени, отчества лица, участвующего в исполнительном производстве, и осуществлять принудительное исполнение по общим правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.

При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона.

С учетом того, что в соответствии со ст. 211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона).

Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в постановлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа либо судебного приказа не устанавливается. При этом неисполнением в срок следует считать неисполнение должником исполнительного документа о взыскании алиментов в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель, помимо сведений, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона, в том числе указывает размер удержаний с учетом задолженности (при ее наличии), меры принудительного исполнения, а также предупреждает должника об уголовной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется заказной почтой должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.

В целях соблюдения конституционных прав должника судебным приставам-исполнителям рекомендуется принимать меры к вручению должнику лично копии постановления о возбуждении исполнительного производства, а также официального предупреждения об уголовной ответственности, оформленного в соответствии с приложениями N 9, 10.

В случае возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа о взыскании алиментов, по которому имеется задолженность по алиментам, в целях предупреждения должника об уголовной ответственности, принятия мер, направленных на погашение задолженности по алиментам, судебным приставам-исполнителям необходимо приступить к совершению исполнительных действий не позднее следующего после возбуждения исполнительного производства рабочего дня.

 

3.2. Порядок возбуждения исполнительного

производства о взыскании алиментов в случае возврата

исполнительного документа с места работы должника

 

В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России с места работы должника оригинала исполнительного листа (судебного приказа либо нотариально заверенного соглашения) о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании поступившего исполнительного документа исполнительное производство и принимает меры, предусмотренные Законом.

При возврате в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления судебного пристава-исполнителя об удержании денежных средств из заработной платы и иных доходов должника с места его работы (по ранее оконченному исполнительному производству) дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 47 Закона. Начальником отдела - старшим судебным приставом или его заместителем выносится постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

При наличии информации о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства производит расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление.

При отсутствии такой информации после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения в бухгалтерии организации (предприятии) либо обязывает должника предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ за необходимый период.

Дальнейшее исполнение требований исполнительного документа производится в установленном законом порядке.

 

IV. Порядок исполнения исполнительных документов

о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы,

места получения пенсии и иных доходов должника

 

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об оплате задолженности по алиментам, предоставлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов, месте жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.

При необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры для установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах.

В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.

При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.

В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:

копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 Закона;

копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Закона (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (в случае, если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам (приложение N 1).

В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается требование лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.

Судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника с учетом положений ст. 107 УИК РФ.

Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25% от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов.

По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности, либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Кроме того, в рамках указанных исполнительных производств судебным приставам-исполнителям необходимо не реже одного раза в квартал проводить проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по их месту жительства, месту пребывания.

При выявлении принадлежащего должнику имущества судебный пристав-исполнитель при необходимости запрашивает в организации, где должник получает заработную плату или иные доходы, сведения о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам и иным взысканиям.

В случае, если размер задолженности превышает сумму, полученную после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель перечисляет взыскателю денежные средства в пределах суммы задолженности, производит перерасчет задолженности по алиментам и направляет в организацию новое постановление о взыскании суммы задолженности по алиментам.

Если размер задолженности меньше суммы, полученной после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику денежные средства, оставшиеся после погашения задолженности перед взыскателем, возмещения расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и наложенных в рамках исполнительного производства административных штрафов.

Одновременно судебный пристав-исполнитель направляет в организацию постановление об отзыве постановления об удержании из заработной платы или иного дохода должника суммы задолженности по алиментам и постановления о взыскании исполнительского сбора, после этого оканчивает исполнительное производство по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона. Аналогичным образом необходимо оканчивать исполнительное производство при погашении задолженности по алиментам, превышающей 10 тыс. рублей, и взыскании исполнительского сбора за счет удержания денежных средств из заработной платы, пенсии, стипендии или иных периодических платежей должника.

При распределении взысканных денежных средств судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться положениями ст. 110 Закона.

В случае, если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Закона.

Требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, наряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещением вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда.

В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Закона).

Одновременно с применением мер принудительного исполнения, для предоставления должнику возможности исполнить судебные решения о взыскании алиментов в добровольном порядке в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства.

Направление в органы службы занятости населения оформляется в соответствии с приложением N 2.

 

V. Порядок расчета задолженности по алиментам

 

5.1. Расчет размера задолженности по алиментам

 

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона (приложение N 3).

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.

При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.

Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.

При расчете задолженности по алиментам, установленным судебным актом или соглашением об уплате алиментов в долях к заработку должника, с целью исключения подмены предмета исполнения, судебному приставу-исполнителю рекомендуется размер текущих алиментов указывать в числовых значениях, установленных в исполнительных документах (доля 1/3 не равна 33%).

В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель разъясняет сторонам исполнительного производства сроки и порядок обжалования вынесенных постановлений, в том числе постановлений о расчете задолженности по алиментам.

 

5.2. Порядок индексации размера алиментов (задолженности)

 

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Закона и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.

При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление (приложение N 4).

При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.

Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

В случае, если в исполнительном документе размер алиментов указан пропорционально минимальному размеру оплаты труда, судебному приставу-исполнителю целесообразно разъяснять взыскателю право обращения в судебные органы с заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме.

При индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда, необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с 1 июня 2011 года - 4 611 руб.), в соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006.

В связи с тем, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума, судебным приставам-исполнителям необходимо учитывать, что при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится.

В связи с ежеквартальным изменением величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, а также в целом по Российской Федерации территориальным органам ФССП России следует ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстате) и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе.

 

VI. Виды доходов, из которых производится удержание алиментов

 

При взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции от 15.08.2008 N 613) (далее - Перечень).

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона).

Статья 101 Закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

В соответствии с п. 9 ч. 1 данной статьи Закона не допускается обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем Семейным кодексом Российской Федерации регламентируется особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В частности, в ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Перечня, алименты удерживаются в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Закона, судебному приставу-исполнителю необходимо затребовать и проверять информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника .

При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации.

С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, ч. 1; ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации) .

Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.).

 

VIII. Порядок исчисления исполнительского сбора

по исполнительным производствам о взыскании алиментов

 

В соответствии с ч. 5 ст. 102 и ч. 4 ст. 112 Закона исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Одновременно с вынесением постановления о расчете задолженности судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете исполнительского сбора на сумму накопившейся за период с момента вынесения предыдущего постановления задолженности, а также с указанием общей суммы исполнительского сбора (нарастающим итогом).

 

IX. Розыск должников и их имущества по исполнительным

производствам о взыскании алиментов

 

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника-гражданина и/или его имущества по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска выносит постановление о розыске должника и/или его имущества в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона, с указанием исполнительных действий, которые должны быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые должны быть применены при розыске должника-гражданина и его имущества (далее - постановление о розыске).

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя (ч. 2 ст. 65 Закона).

Постановление о розыске утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, и не позднее следующего рабочего дня направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск (далее - судебный пристав-исполнитель по розыску), и подлежит немедленному исполнению.

Копии постановления направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

При наличии соответствующего заявления взыскателя по исполнительным производствам о взыскании алиментов взыскателю (представителю взыскателя) выдается справка о нахождении должника в розыске, а также иные необходимые взыскателю документы для предъявления в орган социальной защиты населения.

 

XI. Применение мер уголовно-правового воздействия

и полномочий административной юрисдикции к должникам,

не исполняющим требования исполнительных документов

о взыскании алиментов

 

Статья 157 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Признак злостности проявляется в том, что виновное лицо:

умышленно не исполняет предписанных решением суда обязательств по выплате алиментов в течение продолжительного времени после предупреждения судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности при наличии у должника реальной возможности выполнить это обязательство (в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Неисполнение требований судебного пристава-исполнителя также свидетельствует о злостном характере уклонения от уплаты алиментов);

скрывает свои действительные доходы полностью либо в большей части или скрывает имущество, на которые может быть обращено взыскание;

изменяет место жительства, не информируя судебного пристава-исполнителя, вносит недостоверные сведения в анкетные данные;

изменяет место работы без уведомления судебного пристава исполнителя;

не желает трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости населения;

представляет ложные сведения о своих доходах и имуществе;

продолжает уклоняться от выполнения обязанности выплачивать средства на содержание детей либо нетрудоспособных родителей, несмотря на привлечение к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя по ст. 17.8 КоАП РФ, непредставление сведений (информации) по ст. 19.7 КоАП РФ, неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

При этом достаточность перечисленных признаков деяния, указывающих на злостный характер уклонения от уплаты алиментов, целесообразно определять во взаимодействии с дознавателем с учетом сложившейся в регионе судебной практики по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Для установления факта злостного уклонения от уплаты алиментов судебный пристав-исполнитель должен вместе с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства в письменной форме оформить предупреждение должника об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ, в соответствии с приложениями N 9, 10, при этом осуществлять контроль за исполнением должником возложенных на него обязанностей по выплате алиментов.

В целях закрепления признака злостности по истечении одного месяца с момента возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю целесообразно повторно предупредить должника об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Для процессуального закрепления факта совершения преступления судебный пристав-исполнитель фиксирует его путем получения объяснения взыскателя.

При получении объяснения от взыскателя судебному приставу-исполнителю необходимо выяснить следующие вопросы: с какого времени должник не выплачивает алименты, известны ли причины неуплаты; известны ли сведения о месте жительства должника, его работы, доходах; оказывал ли должник иную материальную помощь в зачет алиментов и др.

В случае, если должник, несмотря на предупреждение об уголовной ответственности, продолжает уклоняться от исполнения судебного решения, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ, который регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях в соответствии с Инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139.

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются заверенные судебным приставом-исполнителем копии следующих документов:

заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства;

исполнительного листа или судебного приказа;

постановления о возбуждении исполнительного производства;

письменных предупреждений должника об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ;

постановления о назначении административного наказания и (или) административного протокола;

постановления о расчете задолженности;

постановление об индексации алиментов;

объяснения должника о причинах неуплаты алиментов;

объяснения взыскателя.

Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств деяния к рапорту должны быть приложены заверенные копии:

документов, содержащих сведения о проверках имущественного положения должника (ответы на запросы из регистрирующих органов, бюро технической инвентаризации, акты проведения исполнительных действий и т.д.);

справок из центра занятости населения;

постановления о розыске должника;

иных документов, содержащих сведения о злостном уклонении должника от выплаты алиментов.

По письменному указанию начальника органа дознания дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ.

Судебный пристав-исполнитель продолжает совершение необходимых исполнительных действий и применение к должнику мер принудительного исполнения, не дожидаясь окончания проверки в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ и принятия по нему решения.

При этом дознаватель в течение суток со дня принятия процессуального решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ передает судебному приставу-исполнителю для приобщения к материалам исполнительного производства копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

При окончании дознания и выполнении дознавателем требований ст. 225 УПК РФ (после ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела) в целях своевременного документирования нового (повторного) преступления судебному приставу-исполнителю, в случае продолжения неисполнения требований исполнительного документа, необходимо повторно предупредить должника об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан получить объяснение от должника о причинах неисполнения требований исполнительного документа, истребовать соответствующие справки и иную необходимую информацию и установить срок их представления.

Если причиной невыплат должник указывает отсутствие работы, судебный пристав-исполнитель обязан вручить ему направление в центр занятости населения. Указанные документы необходимо приобщать к материалам исполнительного производства. При дальнейшем неисполнении требований исполнительного документа привлекать должника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 17.14, ст. ст. 17.8, 19.7 КоАП РФ. В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок привлекать должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности одновременно должнику следует вручать лично под подпись предупреждение об уголовной ответственности, а также получить письменное объяснение от должника о причинах неуплаты административного штрафа либо заполнить на него информационную карту об имуществе и имущественных правах должника.

Также целесообразно предупреждать должника об уголовной ответственности по установленной форме по окончании судебного разбирательства и после вступления в законную силу обвинительного приговора.

Дознаватель в течение суток с момента получения копии приговора, вступившего в законную силу, передает его судебному приставу-исполнителю для приобщения к материалам исполнительного производства.

При отсутствии сведений о должнике и его имуществе судебный пристав-исполнитель своевременно выносит постановление о розыске, которое направляется судебному приставу-исполнителю отделов (групп) розыска. После вступления приговора в законную силу судебный пристав-исполнитель безотлагательно предупреждает должника о повторном привлечении его к уголовной ответственности.

В случае уклонения от явки к судебному приставу-исполнителю, дознавателю судебным приставом по ОУПДС осуществляется привод должника.

По вопросам уголовно-правовой характеристики преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ, порядка проведения проверки сообщений о преступлениях и особенностей производства дознания необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденными директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 20.06.2011 N 04-7.

Наряду с привлечением должника к административной и уголовной ответственности к нему в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов могут применяться иные меры воздействия, побуждающие к выплате алиментов.

При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты, виновное лицо в соответствии со ст. 115 СК РФ обязано выплатить получателю алиментов неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Расчет неустойки осуществляется в судебном порядке (гл. 23 ГК РФ).

Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

 

XIII. Исполнение исполнительных документов

о взыскании алиментов после наступления оснований

для прекращения их выплаты

 

Перечень оснований для прекращения выплаты алиментов установлен ст. 120 СК РФ, в соответствии с которой:

1. Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются в связи со смертью одной из сторон, с истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением.

2. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается:

по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;

при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;

при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов;

при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;

в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.

В случае достижения ребенком совершеннолетия по исполнительному документу, выданному судом, либо истечения срока действия нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов при отсутствии задолженности по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем исполнительное производство оканчивается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона.

В остальных случаях вопросы, связанные с прекращением исполнительного производства, рассматриваются:

судом по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным п. п. 1,4 ч. 1 статьи 43 Закона.

 

В случае наличия оснований для прекращения исполнительного производства судом судебному приставу-исполнителю рекомендуется самостоятельно обращаться в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства либо рекомендовать заинтересованным лицам (сторонам исполнительного производства) обратиться в суд с соответствующим заявлением;

судебным приставом-исполнителем по основанию, предусмотренному п. 1. ч. 2 ст. 43 Закона.

При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности и принимает весь комплекс мер принудительного исполнения в целях ее погашения .

 

XIV. Исполнение решения суда Российской Федерации

на территории иностранного государства и исполнение

решения суда иностранного государства на территории

Российской Федерации

 

На территории иностранного государства исполнение решения суда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором. Перечень международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, приводится в приложении N 11.

В случаях, когда должник выезжает на постоянное жительство в иностранное государство и на территории Российской Федерации исполнение требований исполнительного документа представляется невозможным, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона оканчивает исполнительное производство. Исполнительный документ возвращается взыскателю с постановлением об окончании исполнительного производства. Одновременно взыскателю разъясняется порядок исполнения решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства. В частности, если между Российской Федерацией и определенным иностранным государством имеется договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, взыскателю необходимо рекомендовать обратиться в суд, вынесший решение, с ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения решения российского суда на территории данного иностранного государства. Суд, получив ходатайство, оформит пакет документов в соответствии с международным договором и направит в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган для последующего направления в компетентный орган государства, на территории которого необходимо признание и исполнение судебного решения.

Подробные разъяснения по оформлению ходатайства содержатся в Методических рекомендациях по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 06.05.2010 N 12/07-8985-АП (направлены в территориальные органы ФССП России письмом ФССП России от 13.05.2010 N 12/07-9288-СВС).

В случае, если между Российской Федерацией и определенным государством отсутствует договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, судебный пристав-исполнитель для решения вопроса о взыскании алиментов на территории данного иностранного государства рекомендует взыскателю обратиться к адвокату, имеющему право осуществлять адвокатскую деятельность на территории соответствующего иностранного государства. При этом необходимо обратить внимание взыскателя на то, что услуги адвокатов предоставляются на платной основе.

Относительно исполнения решений судов Российской Федерации о взыскании алиментов на территории Финляндской Республики взыскателю необходимо сообщить следующее.

На территории Финляндской Республики в отношении иностранных судебных решений о взыскании алиментов применяется Закон о признании и исполнении иностранных судебных решений о взыскании алиментов (N 370 от 1983 года). Вместе с тем решения о взыскании алиментов признаются и исполняются в соответствии с Постановлением о признании и исполнении иностранных судебных решений о взыскании алиментов в отдельных случаях (N 832 от 1989 года).

Согласно Инструкции по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики решений российских судов о взыскании алиментов, разработанной Министерством иностранных дел Финляндской Республики, иностранное лицо, запрашивающее о взыскании алиментов, должно обратиться с соответствующим заявлением в Министерство юстиции Финляндской Республики по адресу: 00023, Финляндия, Государственный Совет, А/Я 25; телефон: (358-9) 16 06 76 28, телефакс: (358-9) 16 06 75 24, электронная почта: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. .

Ознакомиться с текстом указанной Инструкции можно на официальном сайте ФССП России в разделе "Деятельность ФССП России" подраздела "Международное сотрудничество".

В случаях, когда адрес места проживания должника в иностранном государстве неизвестен, при этом имеется международный договор Российской Федерации, предусматривающий оказание правовой помощи в установлении адреса, судебный пристав-исполнитель может в рамках возбужденного исполнительного производства подготовить запрос в компетентный орган данного иностранного государства об установлении адреса.

Кроме того, посредством запроса о правовой помощи судебный пристав-исполнитель в рамках соответствующего международного договора может запросить в компетентном органе иностранного государства и другие сведения о должнике, а также обратиться с просьбой о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа.

Порядок оформления и направления запроса судебного пристава-исполнителя приводится в пункте 1 раздела III Методических рекомендаций по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства.

Направление запросов судебных приставов-исполнителей в компетентные органы иностранных государств, минуя Управление ФССП России и центральный аппарат ФССП России, недопустимо.

Относительно исполнения на территории Российской Федерации решения суда иностранного государства следует иметь в виду, что исполнительный документ, выданный судом иностранного государства, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации и не может быть принят к исполнению.

В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа, выданного судом иностранного государства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона. При этом взыскателю необходимо разъяснить, что решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 409 ГПК РФ).

Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается судом по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

 

XV. Особенности исполнения исполнительных

документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников

государственных учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, специальных

(коррекционных) образовательных учреждений для детей

с ограниченными возможностями здоровья, а также детей,

состоящих на учете в органах, осуществляющих деятельность

по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

 

Порядок принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по общим правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.

Средства, причитающиеся в качестве алиментов детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются по каждому ребенку отдельно.

Территориальными органами ФССП России не реже одного раза в квартал проводятся сверки поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акт сверки оформляется в соответствии с приложением N 12.

Управление организации

исполнительного производства

Т.П.ИГНАТЬЕВА

А.В.АБРАМОВ

Д.А.ФИРСТОВ

Н.Д.РЯБЦЕВ

А.Г.МЕДВЕДЕВ

А.Р.ГОЛУБЕВА

 

Приложение N 11

к Методическим рекомендациям

по порядку исполнения требований

исполнительных документов

о взыскании алиментов

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВОВОЙ

ПОМОЩИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ

РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 

Двусторонние договоры

 

1. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.

2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.

3. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.

4. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.

5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.

6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом от 19 октября 1971 г.

7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 10 декабря 1981 г.

8. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.

9. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3 октября 2000 г.

11. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.

12. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.

13. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.

14. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.

15. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.

16. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.

17. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.

18. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.

19. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.

20. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.

21. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.

22. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.

23. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. с Протоколом от 12 сентября 2002 г.

24. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.

25. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.

26. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.

27. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.

28. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.

29. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии 

 
+2 #1 Маргарита Павлова 2012-09-17 13:56 Статья понравилась.
http://www.facebook.com/nataliiv71/posts/157370251067451?ref=notif¬if_t=like
 
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 46 гостей 
Просмотрено статей : 5782542
Индекс цитирования
Оценка качества сайта