Наша жизнь


Нюансы трудоустройства PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Ваше право. 2012. № 9. С. 7.

Инвалиды по зрению на работеВопросы реализации инвалида­ми права на труд, гарантии и пре­имущественные права в сфере за­нятости инвалидов в настоящее время урегулированы Трудовым ко­дексом РФ, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Нормативными правовыми ак­тами предусмотрено предо­ставление инвалидам льгот при реализации своего права на труд, которые должны помогать им устро­иться на работу и работать без даль­нейшего ухудшения здоровья. Вклю­чение инвалидов в трудовую деятель­ность является основным показате­лем результативности их профессио­нальной реабилитации и интеграции в общество.

Трудовым кодексом (статьи 94, .96, 99, 113) и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации" (статья 23) уста­новлена зависимость применения труда инвалидов от медицинского за­ключения в случаях использования их труда за пределами нормальной про­должительности ежедневной работы (смены), в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а так­же в случае привлечения к сверхуроч­ной работе.

Согласно статье 92 Трудового ко­декса и статье 23 Федерального зако­на № 181-ФЗ для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего време­ни не более 35 часов в неделю с со­хранением полной оплаты труда, а также согласно статье 128 Трудового кодекса работающим инвалидам ра­ботодатель обязан предоставить от­пуск без сохранения зарплаты до 60 календарных дней.

Статьей 59 Трудового кодекса пре­дусмотрена возможность заключения по соглашению сторон срочных тру­довых договоров с инвалидами,кото­рым по состоянию здоровья в соот­ветствии с медицинскими заключени­ями разрешена работа исключитель­но временного характера.

В соответствии со статьей 5 Феде­рального закона № 181-ФЗ инвали­дам федеральными органами госу­дарственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следую­щих специальных мероприятий, спо­собствующих повышению их конку­рентоспособности на рынке труда.

В организациях независимо от ор­ганизационно-правовых форм и форм собственности устанавливаются кво­ты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специаль­ных рабочих мест для инвалидов.

Резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Стимулируется создание предприятиями, учреждениями, организация­ми дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоуст­ройства инвалидов.

Инвалидам создаются условия тру­да в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Создаются условия для предпри­нимательской деятельности инвали­дов.

Организуется обучение инвалидов новым профессиям.

В соответствии со статьей 21 Фе­дерального закона "О социальной за­щите инвалидов в Российской Феде­рации" организациям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее 2 и не более 4 про­центов).

Поскольку федеральный закон не установил иных требований, органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно опреде­лить порядок установления квоты в организациях и механизм ее введе­ния.

С момента вступления в силу нор­мативного правового акта органа го­сударственной власти субъекта РФ о квотировании рабочих мест для инва­лидов работодатель организует до­полнительные или выделяет имеющи­еся рабочие места в счет установлен­ной квоты, учитывая численность ин­валидов, ранее принятых на работу. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты про­изводится работодателем само­стоятельно либо по направлению ор­ганов службы занятости с учетом предложений органов социальной за­щиты населения, органов образова­ния, а также общественных объедине­ний инвалидов.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ из статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации" была исключена норма о внесении работо­дателем в бюджеты субъектов РФ еже­месячной обязательной платы за каж­дого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в слу­чае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также норма о том, что размеры и порядок внесения работодателями такой платы определяются органами государст­венной власти субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъек­тов РФ не могут противоречить феде­ральным законам, принятым по пред­метам ведения Российской Федера­ции и по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъ­ектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует закон.

Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ (1 января 2005 года) на всей тер­ритории Российской Федерации еже­месячная обязательная плата в бюд­жеты субъектов РФ за нетрудоустро­енного инвалида в пределах установ­ленной квоты взиматься не должна, даже если законом субъекта РФ уста­новлено иное требование по этому вопросу.

Административная ответствен­ность за нарушение норм трудового законодательства, а также админист­ративная ответственность должност­ного лица в случае совершения им ад­министративного правонарушения в связи с неисполнением либо ненад­лежащим исполнением своих служеб­ных обязанностей установлена Кодек­сом РФ об административных право­нарушениях.

В частности, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в преде­лах установленной квоты влечет нало­жение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП).

Также согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 25 закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о на­личии вакантных рабочих мест (долж­ностей), заполнении квоты для при­ема на работу инвалидов.

Административная ответствен­ность за непредставление или не­своевременное представление в го­сударственный орган (должностному лицу) сведений (информации), пред­ставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществ­ления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государствен­ный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде преду­смотрена в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Содействие трудоустройству неза­нятых инвалидов, в том числе полу­чивших профессиональное образова­ние или профессиональную подготов­ку, осуществляется органами службы занятости населения во взаимодейст­вии с органами социальной защиты населения, медико-социальной экс­пертизы, общественных организаций, объединений работодателей на осно­ве заключения соответствующих со­глашений в соответствии с индивиду­альной программой реабилитации ин­валидов.

Согласно статье 11 Федерально­го закона № 181-ФЗ индивидуаль­ная программа реабилитации инва­лида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство фе­деральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, на­правленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утра­ченных функций организма, восста­новление, компенсацию способнос­тей инвалида к выполнению опреде­ленных видов деятельности.

Индивидуальная программа реаби­литации инвалида является обяза­тельной для исполнения соответству­ющими органами государственной власти, органами местного само­управления, а также организациями(в том числе работодателями) незави­симо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В индивидуальной программе ре­абилитации инвалида также со­держится обязательное как для органов службы занятости, так и для работодателя заключение о рекомен­дуемом характере и условиях труда, то есть данные по ограничениям к тру­ду, необходимым для работника.

При приеме на работу инвалида ра­ботодателю необходимо иметь сведе­ния о том, какие условия необходимо' создать для работника-инвалида, так как работодатель обязан соблюсти требования индивидуальной про­граммы реабилитации инвалида, свя­занные с осуществлением работни­ком труда (уменьшение тяжести, на­пряженности и (или) уменьшение объ­ема работы и т.д.), особенностями ре­жима и оплаты работы, предоставле­ния отпуска.

Одним из направлений развития занятости инвалидов является рас­ширение использования гибких форм занятости.

Применение гибких форм занятос­ти, в том числе надомного труда, уста­новление неполного рабочего време­ни и скользящего (гибкого) графика (режима) работы регулируются трудо­вым законодательством и иными нор­мативными правовыми актами, содер­жащими нормы трудового права.

В отдельных регионах (Белгород­ская, Ивановская, Калужская, Смолен­ская, Свердловская и Новосибирская области, Кабардино-Балкарская Рес­публика) вопросы применения гибких форм занятости, в том числе надомно­го труда, регулируются законодатель­ством субъектов РФ, разрабатывают­ся комплексные планы мероприятий по развитию гибких форм занятости.

Однако по результатам обследова­ния регистрируемого рынка труда до­ля вакансий по гибким формам заня­тости не превышает 4% от общего ко­личества вакансий, заявленных в ор­ганы службы занятости. При этом на вакансии, предусматривающие на­домный труд, приходится около 1%.

Представляется, что применение гибких форм занятости способно во­влечь в сферу труда значительное число инвалидов.

И. ГРИВИНА,

заместитель директора департамента

Минздравсоцразвития России

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 43 гостей 
Просмотрено статей : 5772444
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме