Наша жизнь

Главная Тула Образование Интегрированное обучение детей с нарушением зрения

Интегрированное обучение детей с нарушением зрения PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 12
ПлохоОтлично 

Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 78-82

Картинка с сайта nourost.ru

В статье рассматриваются социальные, психологические и педагогические проблемы интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями. В виде моделей представлены разные пути интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями, которые в настоящее время успешно реализованы в системе образования Литвы.

Идея обучения детей со специальными образовательными потребностями вместе с их здоровыми сверстниками не нова. В связи с гуманизацией и демократизацией общества она вновь стала актуальной. Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательных заведениях, при этом специальные потребности каждого должны наиболее оптимально удовлетворяться. Учителя, учащиеся и их родители не должны смотреть на интеграцию как на самоцель, ее в первую очередь надо считать возможностью, способом создания наиболее благоприятных условий для развития ребенка. Решая разнообразные проблемы интеграции, как наиболее общие, так и проблемы каждого конкретного ребенка, важно обратить внимание на этнокультурные особенности и экономические возможности отдельного региона, на богатый и ценный опыт работы специальных школ. В нашем регионе более приемлемой могла бы быть этапная, разноуровневая интеграция, сочетающая разные формы и способы коррекции.

При переходе к системе интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями необходимо всесторонне оценивать возможности каждого ребенка, долю коррекционной помощи в его обучении и воспитании и необходимость ее получать. При выборе любого типа обучения необходимо обеспечить проведение коррекционно-воспитательной работы, адекватной уровню развития ребенка. Механическая интеграция, то есть направление ребенка с нарушениями развития в класс общего типа, не может гарантировать ему необходимого уровня поддержки. Такая имитация интегрированного обучения только увеличивает различия между детьми и создает большой психологический дискомфорт для всех.

Специального внимания требуют сироты и дети из асоциальных семей. Проблемы их быта и трудоустройства должны решаться организованно, в тесной связи с их общим и профессиональным обучением в условиях места проживания. Важно, чтобы каждый регион начал заботиться о своих детях и чтобы ни один из них не остался отвергнутым, чтобы каждый был интегрирован в систему образования.

Успех интеграции более всего будет зависеть от отношения педагогов и родителей к детям со специальными образовательными потребностями. Нужно начать формирование нового концептуального взгляда, суть которого заключается в гуманных отношениях между детьми со специальными образовательными потребностями и учителями общеобразовательной школы, между образовательной и специальной школами.

С развитием интеграции в специальных школах будет уменьшаться количество учащихся. Школы будут вынуждены перестраиваться, учиться работать в изменившихся условиях. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка – что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях. В свою очередь, специальные школы могли бы разнообразить связи с массовыми школами, чтобы создать более благоприятные предпосылки для интеграции. Каждая специальная школа могла бы создать программу интегрирования своих учащихся, чтобы дети, обладающие возможностями учиться в заведении общего типа, без особых формальностей могли бы в них интегрироваться. К этой же цели должны стремиться и общеобразовательные школы. Часть бывших специальных школ могли бы стать региональными центрами для оказания консультативной и методической помощи по воспитанию детей со специальными образовательными потребностями.

Значительное место в системе воспитания детей занимает работа с семьей. Для того чтобы избежать нарушений связей с семьей, необходимо децентрализировать крупные школы-интернаты. Дети с нарушениями развития должны учиться в школах по месту жительства. Для детей, лишенных опеки родителей, нужно создавать детские дома семейного типа, предоставляя им возможность учиться в общеобразовательной школе.

Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

Еще одной важной проблемой, которая должна решаться на государственном уровне, является формирование хорошо функционирующей социальной службы, способной помочь нашим детям успешнее адаптироваться в общеобразовательной школе. Особенно актуально комплексное решение вопросов, связанных с прибытием в школу, приобретением специальных средств и аппаратуры, приспособлением помещений, т.е. тех вопросов, которые в первую очередь возникают при интегрировании детей с проблемами развития[1].

В данной статье мы представим некоторые направления интеграционной работы на примере обучения детей с нарушенным зрением. Сфера реализации интеграции незрячих охватывает ряд социальных институтов: семью, специальную и общеобразовательную школы, собственно общество, а также организации слепых и слабовидящих. Для успешной реализации интеграционных задач необходим комплексный подход и одновременное решение их в системе всех социально-экономических и общественных отношений.

Наши многолетние исследования, обобщение зарубежного и отечественного опыта педагогической и реабилитационной работы в специальных и общеобразовательных учреждениях позволяют наметить перспективу путей интеграции незрячих в общество в целом. Организационная модель интегрированного обучения нам представляется следующей:

1. Принципы реализации идеи интегрированного обучения:

1.1. Исходя из материальных возможностей и культурных традиций региона, перенимать позитивный зарубежный опыт интегрированного обучения детей и творчески внедрять его.

1.2. Реализация интегрированного обучения не должна разрушить сеть специальной помощи, материальную базу, накопленный опыт. Все это должно быть творчески приспособлено к новым условиям обучения.

1.3. Выбор общеобразовательного или специализированного обучения должен быть сделан исходя из того, где больше пользы получит каждый ребенок.

1.4. Гарантия бесплатного обучения.

1.5. Дети с нарушенным зрением должны обучаться не в ограниченной среде, а вместе со своими сверстниками.

2.     Предложения по реорганизации на уровне Министерства обра-зования:

2.1. Право выбора типа учебно-воспитательного учреждения оставить за родителями и ребенком.

2.2. Ввести ставку тифлопедагога-консультанта в массовом учебном учреждении.

2.3. Постепенно отказаться от практики организации отдельных классов для слабовидящих детей в общеобразовательных школах.

2.4. Сохранить специализированные детские сады для детей с нарушенным зрением. Рекомендовать посещать эти сады детям, патология зрения которых требует постоянного лечения. В такие заведения направлять детей, функция зрения которых при лечении и коррекционной тифлопедагогической работе имеет перспективу улучшения.

2.5. Сохранить специализированные школы, предназначенные для детей с нарушенным зрением, со временем превращая их в центры интегрированного обучения или центры зрения. На первых этапах интегрированного обучения в специализированных школах могли бы учиться незрячие и слабовидящие сироты; незрячие и слабовидящие, имеющие нарушения интеллекта или другие физические проблемы (слуха, опорно-двигательного аппарата и др.); незрячие и слабовидящие, которые сами выбрали данный тип школы.

2.6. При значительном уменьшении контингента в специальных детских садах и школах не увольнять тифлопедагогов, не сокращать их штатного расписания. Оставшихся без работы специалистов трудоустроить в общеобразовательные школы, где учатся дети с нарушенным зрением, на должности тифлопедагогов-консультантов.

В обязанности тифлопедагога-консультанта должно входить следующее:

1) знать закономерности нормального развития ребенка, иметь опыт работы со слепыми детьми;

2) уметь оценивать развитие познавательной и физической сферы ребенка, ориентироваться в глазных заболеваниях и функциях зрения;

3) уметь модифицировать, адаптировать и создавать индивидуальные программы для слепых детей;

4) владеть индивидуальным подходом в работе со слабовидящими и слепыми детьми;

5) консультировать родителей, учителей, учащихся, всех, кто присутствует в ближайшей среде слепого ребенка;

6) обучать ученика и основного учителя письму по методу Брайля;

7) развивать ориентацию и мобильность незрячего ученика;

8) уметь пользоваться тифлологическими средствами;

9) заниматься с ребенком дополнительно, особенно по тем дисциплинам, где из-за нарушения зрения ученик отстает;

10) учить учиться в условиях депривации зрения;

11) используя все возможные формы, проводить разъяснительную работу в обществе с целью ознакомления его с потенциальными возможностями слепого ребенка и взрослого.

2.7. Численность учащихся в классе общеобразовательной школы должна быть уменьшена, если там учится ребенок (дети) с нарушенным зрением.

2.8. Каждый учебный год организовывать кратковременные курсы повышения квалификации для педагогов, в классах которых учатся дети с нарушенным зрением. Данные мероприятия должны быть обязательными.

3.     На уровне педвузов:

3.1. В учебные программы для студентов специального начального обучения ввести курс «Особенности обучения детей с нарушенным зрением». Такой же курс должен постоянно проводиться в системе повышения квалификации учителей.

3.2. В учебные программы для студентов-тифлопедагогов ввести спец. семинар «Консультационная работа с детьми с нарушенным зрением в общеобразовательной школе». По окончании вуза присвоить дополнительную квалификацию тифлопедагога-консультанта.

3.3. Расширить курс «Основы специальной педагогики» для студентов педагогических факультетов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

3.4. В список выборочных дисциплин включить дисциплину «Развитие детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательной школе».

Успешность интегрированного обучения обеспечивается при наличии: а) помощи тифлопедагога-консультанта, б) специальных учебных пособий и тифлотехники, в) адекватного, гуманного отношения педагога и классного коллектива к ребенку с нарушенным зрением.

Выводы

На основе анализа литературы установлено, что идея интегрированного обучения в тифлопедагогике как в начале ее возникновения, так и в настоящее время имеет своих сторонников и критиков. Среди высказываний педагогов выявляется существенная разница. Если противники идеи интегрированного обучения в начале и середине XX века выступали, побуждаемые эгоистической мотивацией (боязнь закрытия школ, потери директорских должностей), то в критических замечаниях современных тифлологов (требование учета индивидуальных особенностей, наличие тифлотехнических средств и гарантия помощи специалиста) заметно рациональное зерно, которое необходимо учитывать при организации интегрированного обучения детей с нарушенным зрением.

Анализ опыта обучения детей с нарушенным зрением в общеобразовательных школах выдвинул требование рационального решения целого ряда проблем:

а)       педагоги массовой школы должны получить медицинские, психологические и педагогические знания, а также сведения из специальной педагогики об особенностях обучения и воспитания развития ребенка с нарушениями зрения;

б)      для организации в общеобразовательной школе интегрированного обучения необходима помощь тифлопедагога-консультанта, который бы оказывал педагогическую помощь учащимся с нарушенным зрением, консультировал педагогов и родителей по разным вопросам обучения и воспитания;

в)       при решении проблем интегрированного обучения детей с нарушениями зрения возникает необходимость формирования адекватного отношения к детям со специальными образовательными потребностями как со стороны педагогов, родителей, так и со стороны общественности;

г)       дети с нарушениями зрения, обучающиеся в общеобразовательных школах, должны быть обеспечены учебниками с увеличенным шрифтом, специальными пособиями;

д)      педагог должен уметь правильно интерпретировать заболевание ребенка, поощрять его доброжелательностью, желанием помочь, создавать нормальный психологический климат в детском коллективе.

При разработке различных моделей расширения образовательного пространства для лиц со специальными образовательными потребностями, следует исходить из того, что в настоящее время меняется контингент детей с нарушенным зрением в сторону уменьшения тотальных и глубоких нарушений зрения, но вместе с тем не уменьшается общее количество детей со зрительной депривацией (слабовидящих). Таким образом, наряду с демократическими изменениями в системе образования и правом каждого гражданина выбрать формы образовательных услуг, в отношении детей с нарушенным зрением прослеживается большая тенденция к развитию интегрированного обучения. Следует особо подчеркнуть, что специальные школы-интернаты для детей с нарушенным зрением не теряют своей актуальности и имеют перспективы развития. Очевидно в них будет обучаться основная часть тотально слепых, незрячие с комплексными дефектами и дети-сироты с нарушенным зрением.

Процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях детей со специальными образовательными потребностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни.

В. Гудонис, Шяуляйский университет

М. Баркаускайте, Вильнюсский педагогический университет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 50 гостей 
Просмотрено статей : 5782596
Индекс цитирования
Оценка качества сайта