Наша жизнь

Главная Тула Образование Равные возможности для всех детей требуют особых знаний от учителей-тьютеров

Равные возможности для всех детей требуют особых знаний от учителей-тьютеров PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 


Обучение на курсах

Тульские известия. 2010. № 176. 25 ноября.

В Тульском педагогическом университете открылись курсы повышения квалификации для организации дис­танционного образования детей-инвалидов.

«Ребенок с особыми об­разовательными потребно­стями» - этот термин проч­но вошел в педагогическую теорию и практику. Слабое зрение или слух, нарушение работы опорно-двигательно­го аппарата, расстройство нервной системы - каждый из вариантов требует особо­го подхода. И часто бывает так, что основной патологии сопутствует множество до­полнительных, поэтому жить в коррекционном интернате или ходить в коррекционную школу ребенок просто не мо­жет. Остается домашнее обу­чение — со всеми плюсами и минусами...

Восемнадцатилетняя Ната­ша Шишкина живет в Кимовске. До тринадцати лет все было хорошо - нормальное здоровье, обычная школа. А потом случился пожар, девоч­ка выпрыгнула с пятого этажа. Долгие месяцы в больницах: ожоги, серьезные травмы, реабилитация в Туле и Моск­ве, инвалидность. Школу де­вочка не посещала два года.

- Наташа на домашнем обучении, к нам каждый день приходят педагоги-предмет­ники, - рассказывает Наташина мама Ольга Сергеевна. - Дочь осваивает практически всю школьную программу, привыкла к учителям, надеет­ся после одиннадцатого клас­са поступить в вуз.

Когда Шишкиным позвонили из областного центра дистанционного обучения и предложили новую форму взаимодействия с педагогами, семья с готовностью согласи­лась. Наташа на компьютере работать умеет и любит, а вот Ольге Сергеевне придет­ся учиться всему практически с нуля.

- Нам пообещали, что специалисты педагогического университета смогут консуль­тировать нас сколько надо. И Интернет для нас будет бесплатным, так что никаких проблем я не жду, - уверена мама. - Мне важно, что у На­таши останутся те педагоги, к которым она привыкла, они и домой придут, и через Ин­тернет с ней позанимаются. Скоро и техника новая у нас появится, так что моя дочка получит полноценное обра­зование.

Занятия для родителей в очной форме будут организо­ваны в ТГПУ им. Л.Н. Толстого уже с 27 ноября. Родителям разосланы информационные письма с приглашением прой­ти обучение на курсах.

Ольга Александровна Жу­кова - преподаватель геогра­фии Кимовской школы № 3, где учится Наташа. Ей пред­стоит освоить технологию дистанционного обучения на серьезном уровне, разрабо­тать электронную версию сво­его курса, подготовить тесты и контрольные. Все необходи­мое для этого она узнает на курсах повышения квалифи­кации от вузовских препода­вателей.

Обучение на курсахИз Белева на занятия в Тульский государственный педагогический универси­тет приехали трое педагогов средней школы № 1, в том числе и два учителя младших классов. По их мнению, дис­танционные технологии могут эффективно использоваться и в начальной школе - как до­полнение к обычным занятиям с детьми-инвалидами.

- Сейчас ребята очень рано начинают осваивать компьютер, учителям нередко приходится их догонять, - рассказывает Наталья Абра­мова. - Наша школа - самая большая в Белеве, Интернет есть давно, все им пользу­ются, но для дистанционного обучения нужно специальное программное обеспечение. Тут без повышения квалифи­кации не обойтись, тем более что предусмотрено бесплат­ное выделение комплекта но­вейшей техники.

Заведующая кафедрой информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого Роза Яфаева уверена, что раз­работанная специально для образовательных целей про­граммная оболочка Moodle позволяет реализовать пол­ноценную систему передачи и контроля знаний.

- Для каждого ребенка создается база данных, где можно видеть динамику его обучения по разным предме­там. Если надо - возвращать­ся к пройденному материалу, использовать графику, анима­цию, видео- и аудиофайлы. Все это вызывает интерес к уроку, делает процесс обучения увлекательным и резуль­тативным.

Для Тульского педагоги­ческого университета задача подготовки учителей-тьюте­ров в сжатые сроки - объ­емная, но вполне решаемая. Программа курсов включает в себя не только повышение компьютерной грамотности, но большие блоки психолого-педагогической и право­вой информации. Приступая к этой работе, ректор вуза, профессор, заслуженный учи­тель РФ Надежда Шайденко ориентировала учителей на то, что им придется за­ново осваивать многие составляющие вечной профессии.

- Я всегда говорю, что педагог выполняет не только обучающую и воспитывающую функ­ции, но и еще одну, очень важную - «согре­вающую». И для детей с особыми образователь­ными потребностями эта функция исключительно значима. Ведь они зачастую находятся в изоляции от сверстников, не имеют возможностей для полноценного общения с друзьями, редко бывают вне дома. Дистанционное обучение - одно из направлений государственной политики в нашей сфере, оно выделено в приоритетном национальном проекте. Феде­ральный и региональный бюд­жеты направляют большие средства на то, чтобы дети, лишенные возможности посе­щать школу, не оказались за бортом современности, смог­ли реализовать себя, социализироваться и ощутить радость от познания и творчества. Все это потребует от учителей серьезной дополнительной подготовки, - подчеркнула Надежда Анатольевна.

Расписание курсов по­вышения квалификации предусматривает освоение законодательной базы дистан­ционного обучения, техники безопасности при работе со сложной аппаратурой, изуче­ние ее возможностей. Отдель­но педагоги будут постигать специфику общения с детьми-инвалидами разных категорий, получать навыки психологиче­ской помощи им и их роди­телям. Внимания потребует и методика использования фо­румов, онлайн-конференций, проверки и рецензирования ученических работ.

Обучение на курсахКак нельзя научиться пла­вать на суше, так невозможно освоить дистанционные мето­дики исключительно на лек­циях и семинарах. Программа построена таким образом, что половину из положенного времени педагоги проведут в университете, вживую общаясь с преподавателями. За этот период каждому из них предстоит разработать собственный опорный конспект урока с теоретическим и вспомога­тельным материалом. А вто­рой конспект они будут делать уже самостоятельно, получая дистанционные консультации специалистов. Курс рассчитан на 72 академических часа, но это не значит, что по исте­чении означенного времени учителя будут предоставлены сами себе в новой для них ситуации. Планируется, что специалист, отвечающий за подготовку каждой учебной группы, в течение всего бу­дущего года сможет в любой момент выйти на связь, про­консультировать новичка-дистанционщика. Кроме того, на университетском сайте соз­дана страница, посвященная дистанционному обучению, где каждый желающий полу­чит квалифицированный ответ на возникший вопрос.

В лучших университетских традициях для педагогов из районов организована куль­турная программа. Рассказы­вает проректор по воспита­тельной работе ТГПУ Зинаида Калинина:

- Мы предлагаем учи­телям неделю, отведенную для повышения квалифика­ции, использовать не толь­ко для профессионального, но и для личностного роста.

К их услугам наше общежи­тие, столовая, тренажерный зал, центр психологической помощи. Предусмотрена воз­можность побывать вместе в театре, музеях, пообщаться в неформальной обстановке. На время учебного процесса коллеги объединены в группы по территориальному призна­ку, чтобы и после окончания курсов они могли общаться между собой, делиться опы­том. И нам это позволит более эффективно организовать им методическую помощь. Сту­денческий волонтерский от­ряд также выразил готовность оказания реальной помощи детям и родителям на дому.

… Работа по подготовке учителей, владеющих методами дистанционного обуче­ния, - серьезная государст­венная задача. Уже сейчас созданный в прошлом году областной центр ДО работает с полусотней учеников из раз­ных районов области, а к нача­лу следующего года их будет в несколько раз больше. Это по­зволит вывести на новый уро­вень обучение детей-инвали­дов - в полном соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа».

- Вопрос о предоставле­нии детям, имеющим про­блемы со здоровьем, равных возможностей при получении образования был поставлен уже давно, - рассказывает первый заместитель директо­ра департамента образования Сергей Ненарочкин. - Домаш­нее обучение предполагает порядка десяти уроков в не­делю, а стандарт - на порядок больше. Дистанционное обра­зование позволяет решить эту проблему, недостающие заня­тия могут проходить с помо­щью технических средств.

Работа по созданию в Рос­сии системы дистанционного обучения только начинается. В нынешнем году на оснащение центра и подготовку кадров было потрачено более пяти­десяти с половиной миллио­нов рублей из федерального и областного бюджетов. И на ближайшие три года сущест­вуют государственные гаран­тии - дело будет продолжать­ся и развиваться. А это значит, слабое здоровье перестанет быть препятствием к получе­нию качественного современ­ного образования.

Мария МАЛЫШЕВА

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 74 гостей 
Просмотрено статей : 5774658
Индекс цитирования
Оценка качества сайта