Наша жизнь

Главная Тула Образование Образование должно стать доступно каждому ребенку

Образование должно стать доступно каждому ребенку PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Тула. – 2015. – № 49. – 23 декабря. – С. 5.


Образовательный потенциал ребенка с ОВЗПоддержка идеи социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, возможности получения ими образовательных услуг в детских садах и школах наравне с их сверстниками является сегодня не только важным направлением государственной политики, но и показателем уровня цивилизованности российского общества. О том, как инклюзивное образование осуществляется в нашем городе, рассказывает руководитель городской творческой лаборатории инклюзивного образования управления образования администрации города Тулы Ольга ПАНФЕРОВА.

 

– Создание инициативной группы педагогов-психологов, логопедов и дефектологов отделения лечебной педагогики и абилитации Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр», готовность и активность специалистов к внедрению этого инновационного подхода стали решающим фактором становления практики инклюзивного образования в нашем городе.

Основные направления организации инклюзивного образования:

♦ подготовка педагогов, координаторов инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения к организации инклюзивного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

♦ создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в ресурсных центрах проекта;

♦ развитие инклюзивной педагогической практики, разработка методической базы, совершенствование технологий совместного обучения детей;

♦ развитие толерантного сознания у участников инклюзивного процесса, их сближение в учебном процессе, в процессе социализации, совместном творчестве.

В 2011 году по инициативе управления образования администрации города был начат муниципальный проект «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях города Тулы». Работа по реализации проекта базируется на 11 общеобразовательных учреждениях города.

Инклюзивное образованиеНа базе муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Валеоцентр» создана городская лаборатория инклюзивного образования.

Работа лаборатории инклюзивного образования направлена на обучающие практико-ориентированные семинары, организованные сотрудниками «Валеоцентра»; поддержку педагогов в образовательном процессе (тренинги, супервизии, консультации), детей с особенностями развития; организацию тьюторского и волонтерского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и игровой деятельности; проведение консультаций и публикацию справочных и просветительских буклетов для родителей с целью формирования толерантного отношения к «особым» детям.

Уже несколько лет «Валеоцентр» широко развивает межведомственное и международное сотрудничество с организациями различных форм собственности, благотворительными фондами.

С 2010 года центр – один из ведущих партнеров Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Н. Водяновой. Результативно и творчески развивается сотрудничество с международными экспертами Фонда «Обнаженные сердца»: проводятся обучающие семинары для специалистов сопровождения, стажировка на базе инклюзивных школ Лондона, консультации, вебинары. Расширяется сотрудничество с ведущими экспертами России в организации инклюзивного процесса.

С 2015 года «Валеоцентр» включен в пилотный проект по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение системы инклюзивного образования в образовательных организациях города предусматривает вовлечение детей, имеющих отклонения в физическом развитии, во все виды деятельности – образовательную и внеклассную. При этом у одноклассников формируется отношение к ним как к равным и в то же время как к людям, которым нужна помощь и поддержка.

Опыт, приобретенный специалистами «Валеоцентра», обобщается и транслируется в ведущих экспертных кругах, межведомственных рабочих группах при Правительстве РФ, Координационном совете по делам детей-инвалидов Общественной палаты РФ.

Осуществляется работа по информационному обмену участниками инклюзивного образовательного процесса. Специалисты «Валеоцентра» принимают участие в ежегодном международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», в международных, всероссийских научно-практических конференциях по проблематике создания адаптивной образовательной среды, а также в работе блога «ВМЕСТЕ».

«Валеоцентр» был создателем и базой для родительской общественной организации «Маленькая страна» (2006 год) и Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие» (2013 год).

Результатом работы творческой лаборатории инклюзивного образования, осуществляемой совместно с некоммерческим партнерством «Содействие», сегодня стало то, что меняется отношение педагогов к самой идее осуществления инклюзивного образования; возросло число школ (сегодня их уже восемнадцать), участвующих в реализации муниципального проекта; появилась реальная возможность инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра; заложена основа для создания Ресурсного центра инклюзивного образования на базе отделения Лечебной педагогики и абилитации ЦПМСС «Валеоцентр»; внедряются современные модели, подходы, технологии инклюзивного образования.

Ведется активная работа по социализации детей-инвалидов. Использование интерактивных форм обучения (в частности, дистанционного обучения) открывает новые возможности для детей, имеющих отклонения в физическом развитии, позволяет им лучше социализироваться в обществе.

В рамках программы «Доступная среда» мероприятия по беспрепятственному доступу инвалидов в образовательные учреждения осуществляются с 2013 года. На эти цели направляются средства из городского, областного и федерального бюджетов.

Благодаря принятым мерам во многих школах созданы все необходимые условия для обучения детей-инвалидов. Средства были направлены на обустройство входных групп пандусами и подъемникам, расширение дверных проемов, обустройство санузлов, а также приобретение специализированного учебного оборудования.

В городе Туле безбарьерная среда создана в 31-й образовательной школе.

Наша справка.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят о том, что инклюзивная система образования, то есть совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидности, – это оптимальный способ воспитания, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других.

C 1 сентября 2016 года все общеобразовательные школы должны быть готовы принять в первый класс учащихся с ОВЗ. Это подразумевает и доступность пространства, и доступность услуги, в первую очередь, за счет привлечения квалифицированных кадров. Результатом успешной реализации программы «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы станут следующие показатели:
• доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, увеличится с 75% в 2015 году до 100% в 2020 году;
• доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, составит к 2020 году 100%;
• доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, увеличится с 25% в 2015 году до 50% в 2020 году;
• все выпускники-инвалиды 9, 11 классов будут охвачены профориентационной работой.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 45 гостей 
Просмотрено статей : 5780437
Индекс цитирования
Оценка качества сайта