Наша жизнь

Главная Тула Образование Дети с ограниченными возможностями здоровья: мы не одиноки в этом мире

Дети с ограниченными возможностями здоровья: мы не одиноки в этом мире PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Эффективная педагогика. 2010. 2-3 (22-23).

ШкольникУникальность МОУ СОШ №51 состоит в том, что это маленький, дающий надежду, спасительный островок для детей с ослабленным зрением. Это единственное общеобразовательное учреждение в Туле, где дети с различными нарушениями органов зрения не только обучаются, но и бесплатно лечатся.

Появление в школе с 1999 года столь необычного контингента учащихся с нарушением зрительного анализатора (бывшие воспитанники МДОУ № 125) потребовало создания такого стационарного учреждения,  в котором можно было бы сочетать рационально построенный педагогический процесс  с коррекционно-воспитательной работой.

Безусловно, воплощение задуманного и существование классов охраны зрения было бы невозможно без поддержки управления образования администрации города Тулы, сектора управления образования на территории Пролетарского района,  депутатов Тульской областной Думы и  городской Думы.

По данным ВОЗ, процент врождённых зрительных нарушений не только не снижается, а имеет тенденцию к росту, что подтверждают  проведённые нами  выборочные офтальмологические обследования обучающихся общеобразовательных учреждений города Тулы. К началу  обучения на второй ступени 70 – 80% детей имеют те или иные нарушения зрения.

По данным социологических исследований 2010 года в нашем городе 170 детей  -   инвалиды по зрению.  Педагогическое сообщество озабочено проблемой неудовлетворительного здоровья школьников.

В связи с возрастающим числом детей с нарушениями зрения и недостаточным вниманием к проблеме их интеграции в общество,  защиты их гражданских прав,  требуется улучшение условий для развития, образования и лечебного обслуживания наших учеников. Поэтому необходима координация работы всех организаций и учреждений, занимающихся проблемами детства, на основе договоров, совместных программ. Мы стараемся, чтобы наши школьники научились полноценно жить в социуме школы и вне ее, учились вырабатывать свою позицию в жизни, выстраивать отношение к себе и окружающему миру.  Этому должна способствовать как школа, так и внешкольные учреждения, с которыми сотрудничает школа.

Схема

Одна из важнейших задач нашей школы – постоянно прививать нашим воспитанникам чувство любви и гордости за своё Отечество, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию всех народов России. Ведь нашим детям необходимо оптимистично смотреть в будущее, чувствовать себя в безопасности и сохранять свое человеческое достоинство.

В этом нам существенную помощь оказывает районное общество ветеранов,  которое организовало в школе лекторий для учащихся « Чтобы помнили», а агитбригада школьников готовит праздничные выступления для ветеранов войны. Нашим детям присуще милосердие, им понятны переживания других людей, поэтому наши ученики частые гости реабилитационного  Центра  для ветеранов труда. В рамках акции «Забота» отмечался День пожилого человека, 60-летие Победы, День улицы.

Педколлектив школы старается в каждом ученике видеть личность, воспитывать чувство локтя, столь необходимое для нашего контингента учащихся. Поэтому  одной из задач  школы, наряду с обучением и воспитанием, стало элементарное отвлечение детей от улицы, включение их в организованную учебно-познавательную и развивающую деятельность. Мы заботимся о том,  чтобы каждый из наших учеников мог найти занятие по душе во внеурочное время.

В Доме культуры «Металлург» работают кружки и клубы по интересам, наши дети посещают  детскую спортивную школу и бассейн. Чтобы быть полноценным гражданином нашего общества, необходимо укреплять свое здоровье, и в этом у нас есть свои достижения. В российских соревнованиях «Тульская волна» заняли первые места Головин Слава (инвалид) на спине 100 метров и Еганян Артем (инвалид) комплексное плавание 200 метров, а Блажнова Анастасия обладатель зеленого пояса по дзюдо, коричневого по айкидо, имеет 1 взрослый  разряд по рукопашному бою. Достижения у нас имеются не только в спорте.

Илюшина Анна, учащаяся Тульской художественной школы, заняла второе место в международном конкурсе рисунков «Серебряный пляж».

Наша школа уже много лет активно сотрудничает с районным  Домом детского творчества, на базе которого действует районное детское объединение «Дети России». Благодаря ученическому самоуправлению наши  школьники учатся самостоятельному деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки. Активисты  школы участвуют в подготовке и проведении районных и городских социально значимых мероприятий, акций: «Знать, чтобы жить» (пропаганда здорового образа жизни), «Внимание, подросток!» (работа с детьми группы риска), «Вручение книжки волантера», «Гимн Тульской школы».

Лидер школьного детского объединения Панфилов Евгений, ученик 11 класса МОУ СОШ №51, стал заместителем председателя Тульской городской школьной Думы, работающей  на базе городского Дома детского творчества. Евгений является депутатом пятого избирательного округа школ  Пролетарского района, участвует в разработке проекта системы школьных избирательных комиссий.  Как депутат Городской школьной Думы прием избирателей  по вопросам школьного самоуправления  Евгений проводит в  нашей школе в определенные дни. Педагоги  школы с уважением и пониманием относятся к работе органов ученического самоуправления, видя в этом не управление одних детей другими, а обучение нормам демократических отношений, возможность реализовать свои способности.

В нашей школе обучаются дети с разной патологией зрительного восприятия, в том числе с глубоким нарушением зрения, дети-инвалиды. Главная проблема таких детей – недостаток информации или её отсутствие. У них нарушены связи с окружающим миром, ограничена мобильность, контакты со сверстниками бедны или совсем отсутствуют. Для них практически закрыт доступ к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Развитие и образование этих детей является социальной проблемой неравных возможностей.

Задача образовательной и социокультурной реабилитации детей с нарушениями зрения требует освоения  больших объемов информации, которая становится всё более специализированной. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Одной из таких альтернатив являются ресурсы Интернет, электронные книги, периодика, адаптивные программы, звуковые файлы, доступ к которым позволит преодолеть существующий для инвалидов по зрению барьер, препятствующий широкому доступу к информации, а, следовательно, к культуре, образованию, возможности общения, выбору профессии.

В этом нам помогает Тульская областная специальная библиотека для слепых, которая оснащена специальной тифлотехникой, обеспечивающей различные направления реабилитации инвалидов по зрению: техническую, творческую, бытовую и образовательную. К тифлотехническим средствам  относятся разнообразные технические устройства от предельно простых, какими, например, являются обыкновенные грифели, до весьма сложных, таких как  «Читающая машина».

Особое место в работе нашей школы занимает связь с родительской общественностью. Только совместно с родителями мы можем решать поставленные перед нами задачи. А порой родители являются единственными, кто может помочь своему  ребенку не замыкаться в стенах своего дома. Наши родители требуют к себе особого подхода, нуждаются в специальной подготовке. В школе проводятся индивидуальные и групповые консультации педагогов и психолога для родителей, апробируется новая форма взаимодействия с семьей – родительские клубы. Стали традиционными такие  формы общения с семьёй как «День открытых дверей»,  совместные досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия, работает «Родительская почта». На базе районной  библиотеки №14 проводится родительский всеобуч для мам и пап будущих первоклассников « Будущее ребенка зависит от нас».

Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой, гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности школы призвана стать адаптация детей и юношества к быстроменяющейся жизни. Мы хотим, чтобы выпускник нашей школы был полноценным гражданином, способным разобраться в истинных ценностях, готовым к жизни в условиях рыночной экономики, владеющим нормами общественного поведения. И главными помощниками в достижении этой  цели становятся те учреждения, которые вместе с нами озабочены судьбой подрастающего поколения.

Гнидина Светлана Алексеевна,

директор МОУ СОШ №51 г. Тулы

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 79 гостей 
Просмотрено статей : 5780265
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме