Жизнь в темноте |
![]() |
Орловская правда. 2007. 10 января. C. 8. ПРЕОДОЛЕНИЕ – Малыш, а как выглядит твоя мама? – У нее светлое лицо и темные волосы. А еше у нее красивый голос… Так много лет назад маленький Борис отвечал на вопрос взрослых. Сегодня Борису Евгеньевичу Руденскому 52 года. Он никогда отчетливо не видел, как выглядит его мама, мир вокруг него не имеет четких линий и форм. Но в отличие от многих инвалидов по зрению с таким же диагнозом он различает цвета. Каждый день дается инвалидам по зрению с большим трудом. Каждый шаг слепого человека — это испытание собственной воли и силы духа. Их жизнь — преодоление себя, своего страха и беспомощности, она наполнена тысячами мелочей, которые мы, здоровые люди, попросту не замечаем. И огромного уважения заслуживают стремление этих людей получить хорошее образование, желание работать и приносить пользу людям, желание творить и найти свое место в жизни. ...Родители Бориса Евгеньевича познакомились и выросли в Болховской школе для слепых детей (ее современное название — Болховская специальная коррекционная школа-интернат 6-го вида). Но когда мальчик подрос, они решили отправить его учиться в специальную (коррекционную) школу-интернат для слепых и слабовидящих детей в Подмосковье, в город Королев. – Я очень благодарен родителям за это. У меня появилась возможность открыть для себя совершенно иной мир, наполненный яркими красками, множеством звуков. Воспитатели интерната каждую неделю возили нас в столицу, мы побывали практически во всех московских музеях, культурных центрах… А знаете, насколько важны звуки в жизни слабовидящего человека? Порой они могут рассказать намного больше, чем картинка. Музыка манила Бориса в свой удивительный мир. Она открывала новые возможности, она дарила радость и скрашивала печаль, вселяла силы. Он закрывал глаза и забывал, что в его мире нет четких границ, он жил ею, он мечтал... И потому не случайно после окончания школы Борис Руденский поступил в специальное Курское музыкальное училище для слепых. После его окончания стал художественным руководителем творческой самодеятельности на Орловском учебно-производственном комбинате (УПК) для слепых, где познакомился со своей будущей супругой Ниной. Вместе они отправились "покорять столицу", желая получить высшее образование. Борис стал студентом механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а его супруга поступила на юридический. Вспоминая студенческие годы, Борис Евгеньевич рассказывает: — Это были пять лет "магнитофонных лекций" дома, мы с супругой расшифровывали записи с кассет, сделанные на занятиях, выбивая лекции на специальной машинке. Отдельные материалы нам начитывали одногруппники. Свободное время отдавалось занятиям в республиканской библиотеке для слепых. Учебный процесс давался непросто: он был долгим и достаточно тяжелым в физическом плане. Но университет мы закончили без троек, у нас было много друзей, рядом были мудрые преподаватели, умевшие донести знания до каждого. Но самым главным было наше огромное желание учиться. Ориентироваться в столице Руденские приспособились, на удивление, быстро. Например, в метро в вагонах поезда, следующего по радиусу от центра, станции объявляет женский голос, а мужской — наоборот. – Таких "путеводителей" в Москве немало, в нашем же городе — увы... Вот, к примеру, почему бы не обозначить хотя бы цветом края ступенек на плиточных тротуарах улицы Ленина? Почему бы всем, кто по каким-либо причинам выкапывает ямы посередине тротуара, не взять за привычку делать специальные ограждения на месте работ? Почти каждый день инвалиды слышат упреки и злые слова в свой адрес. А еще чаще пассажиры в транспорте отмалчиваются, когда инвалиды просят уточнить номер маршрута. Ко всем проблемам добавляется и еще одна, пожалуй, самая главная: в нашей области инвалидам по зрению негде работать. Об этих слржностях Борис Евгеньевич Руденский, который вот уже пять лет занимается проблемами слепых в Орловском региональном отделении Всероссийского общества слепых, знает не понаслышке. – Нет у нас и своего социально-реабилитационного центра; еще в 1994 году сгорел клуб, который лишь частично был восстановлен в стенах УПК. У нашего производства, на котором задействованы инвалиды по зрению, без государственной поддержки нет перспектив! Нам просто необходимо обновлять оборудование, улучшать наши социальные условия, но такая возможность отсутствует, — говорит Руденский. ...Жизнь в темноте, жизнь на ощупь. Не каждый способен выдержать такое испытание. Кто-то ломается, а кто-то привыкает "видеть" окружающими звуками, запахами, дуновениями ветерка. Здоровым людям никогда не понять мироощущения этих людей, так же как и слепым никогда не представить реальную картину окружающего нас мира. — Если бы у меня, как в сказке, была возможность поймать золотую рыбку, я попросил бы ее исполнить мое самое заветное желание: я хочу хотя бы один день посмотреть глазами зрячего человека. Увидеть Мир таким, какой он есть. Хочу узнать, почему глаза называют зеркалом души человека и что изображено на картине, которая висит над моим рабочим столом... Наша жизнь не сказка, а чудеса люди могут сотворить сами. Поэтому сейчас закроем глаза и вспомним эту картину. Борис Евгеньевич, на ней изображена белоснежная лесная поляна, через которую к припорошенной снегом деревянной избе мчатся сани, Запряженная в них лошадка бодро скачет по свежему снегу, переливающемуся разными цветами а первых искристых лучах зимнего солнца. Борис Евгеньевич, в своей жизни вы не без труда, но и без уныния прокладываете свою дорогу: самостоятельно получив знания, обучаете коллег и знакомых работе на компьютере; добрым сливом, советом помогаете не впадать в отчаяние тем людям, которые потеряли зрение, будучи взрослыми. Поверьте: люди, с которыми вы общаетесь, вне зависимости от способности видеть и рисовать, изображают вас на светлых картинах своего воображения и оставляют жить в своей памяти. Анна АКАТЬЕВА.
|