Наша жизнь

Главная Орел Персоналии Проводник в мир света

Проводник в мир света PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Орловская правда. – 2016. – № 136. – 2 декабря. – С. 14.

У Нины Олеговны за плечами педагогическое училище, два высших образования. Она прекрасно поёт, играет на пианино, вяжет, вышивает. И, главное, это человек очень редкой профессии, Нина – тифлопедагог. Можно сказать, единственный педагог в области, который работает со слепыми детьми разного возрастаВ пять лет она заявила, что станет воспитателем, но добилась в жизни гораздо большего, хотя судьба уготовила ей немало испытаний.

Нина родилась обычным здоровым ребёнком, но уже к школе у девочки сильно упало зрение. Виной тому оказалась наследственность. Нину отправили в Волхов в спецшколу.

Сегодня Нина Олеговна Хорошилова – председатель комиссии по работе с детьми-инвалидами по зрению при правлении Орловской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

 

За свою жизнь Нина перенесла девять операций на глазах. В 21 год ей сделали очередную, после которой случилось чудо: врачам удалось вернуть девушке зрение.

– Я тогда испытала настоящее потрясение, – признаётся Нина. – И даже не столько от результатов операции – я как будто открыла параллельный мир. Оказалось, что асфальт состоит из мелких камушков, а лица всех людей, которые казались мне белыми, круглыми и симпатичными, имеют несовершенства. И себя я увидела в зеркале и немного разочаровалась. В общем, реальность открылась в таких мелких подробностях, о которых я не знала и не могла знать. Это было страшно. Потом, конечно, всё стирается, привыкаешь.

Однако врачи обещали только временное чудо – с годами глаза видели всё хуже. Сейчас Нина Олеговна имеет инвалидность I группы по зрению. Она не понаслышке знает, что испытывают слепые дети, в чём они нуждаются.

– К этим детям с обычными мерками не подойдёшь, – говорит Нина Олеговна. – Их нужно обучать по особенной системе, и это адский труд.

Тифлопедагог Хорошилова поставила на стол детскую пирамидку, взяла мои руки в свои.

– Теперь закройте глаза, мы будем вместе снимать колечки пирамиды, – объясняла мне Нина Олеговна. – Ребёнок не знает, что стоит за словом «снимать». Ему надо проделать эту манипуляцию вместе со мной несколько раз и в течение нескольких дней. Также и с другими предметами. Вот это мячик, он круглый и мягкий. А это мячик пластмассовый, он тоже круглый, но жёсткий – постучи по нему кулачком. И со всеми словами нужно знакомить малыша на ощупь. Терпеливо и доброжелательно.

Хорошилова показывает мне игрушки и разные приспособления, с которых начинается обучение слепых дошкольников. Почти все наглядные пособия изготовлены её руками. Листаю страницы тряпочной самодельной книжки. На них пришиты пуговицы, крючки, кнопки, замки- молнии, шнурки, тесёмки – эти обычные бытовые предметы надо изучить руками, чтобы знать, что такое пуговицы, для чего они нужны и как ими пользоваться.

Есть у тифлопедагога и набор игрушечной мебели, он тоже сделан собственными руками. В нём выдвигаются все микроскопические ящики комода, открываются дверцы шкафа, складывается диван. Развитие и обучение слепого малыша – очень дорогостоящее дело. Обычная азбука стоит около двух тысяч рублей. Большинству родителей это не по карману, да и самих родителей надо сначала обучить, как пользоваться азбукой, и многому другому. Именно поэтому десять лет назад в региональной организации общества слепых был создан «Родительский час».

Но этого недостаточно. Дети должны посещать детские сады. В Орле есть детсады для слабовидящих, но в слепых воспитанниках там не нуждаются. Аргумент короткий – принять не готовы, нет специальных условий. Если такой ребёнок не пройдёт дошкольную подготовку, то в школе, даже специальной, он будет учиться с большими трудностями.

Раньше детей отправляли в Липецк, в специальную школу для слепых, – рассказывает Нина Хорошилова. – Там опытные педагоги, благожелательная атмосфера. Кроме школьных предметов учащихся адаптируют к бытовой жизни. Например, учат, как почистить картошку, как вымыть полы в квартире, чтобы не удариться о мебель, как сесть, как встать, как ориентироваться на улице. Но лет десять назад областная администрация стала неохотно выделять деньги на обучение детей в другом регионе. Со временем в липецкую школу совсем перестали направлять ребят, аргументируя это тем, что вся страна переходит на инклюзивное обучение.

Но ведь чтобы учиться вместе со зрячими детьми или на дому, тоже нужно создать условия, – продолжает Хорошилова. – В Орле только в двух школах есть тифлопедагог: в Знаменской школе и в лицее № 4, где я работаю. В остальных школах наши дети, можно сказать, варятся в собственном соку. Ведь учителя не знают систему Брайля, они не могут, к примеру, проверить у ребёнка диктант, вся информация воспринимается только на слух.

Нина Олеговна призналась, что есть у неё заветная мечта – чтобы орловских незрячих детишек принимали в детские сады и чтобы там были созданы условия для их нормального развития, ведь становление личности происходит именно в раннем возрасте. И, конечно, чтобы у незрячих детей была возможность учиться в школе, приспособленной для них.

Я не могла ни задать вопрос, который интересовал меня ещё с начала нашей встречи: что даёт силы не просто выживать, а вести такую активную жизнь, имея всего лишь остатки зрения и зная, что оно ухудшается с каждым днём? Реакция Нины Олеговны оказалось неожиданной.

– Вот только не надо нас жалеть. Мы обычные люди, мы также способны радоваться жизни и огорчаться, – говорит Нина. – А если постоянно думать о том, что с тобой будет, когда ты ослепнешь, то зачем тогда вообще жить? Не хочу загадывать далеко вперёд, я ценю то, что имею сегодня.

Нина Олеговна показала мне свою творческую работу – композицию из белого бисера под романтичным названием «Рождение метели». Причудливо переплетённые веточки, снег, шары, напоминающие снежки. Красиво и не стандартно. Без богатой фантазии такое не придумаешь. А как всё это сплести человеку со слабым зрением — просто восхищаюсь. Но жалеть неунывающую и оптимистичную женщину и окружающих её людей, не буду. Ведь это сильные личности, у которых есть чему поучиться и которые не нуждаются в жалости.

И. Почиталина

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 82 гостей 
Просмотрено статей : 5315266
Индекс цитирования
Оценка качества сайта