Наша жизнь

Главная Липецк Образование Интернат неограниченных возможностей

Интернат неограниченных возможностей PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Российская газета. 2010. № 124. 9 июня.

Липецкая областная коррекционная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей

Педагоги помогают воспитанникам преодолеть психологические барьеры

ЛИПЕЦКАЯ областная коррекционная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей «переросла» свое название. Сегодня это - инно­вационный комплекс, где внедряется система непрерывного многоуровневого интегрированного обучения и реабилитации детей с огра­ниченными возможностями.

На протяжении последних 17 лет школой руководит народный учитель РФ, председатель Рос­сийского Совета директоров школ-интернатов для детей с на­рушениями зрения Игорь Батищев, который приложил немало усилий, чтобы модернизировать образовательный процесс.

В 2007 году на базе интерната открылся детский сад, куда при­нимают ребят с трехлетнего воз­раста. По словам Батищева, не­которые родители по разным причинам не стремятся к тому, чтобы их дети, имеющие физи­ческие недостатки, получили полноценное образование. На­пример, одного ребенка мама привела в 1-й класс, когда ему исполнилось 14 лет. Сейчас пар­ню 22 года, а он еще не окончил школу. Кроме того, большинс­тво детишек поступают в 1-й класс совершенно неподготов­ленными и закомплексованны­ми, чувствуют себя неполноцен­ными. Эти наблюдения подтол­кнули Батищева к идее дошколь­ной подготовки.

Занятия в Липецкой школе-интернатеУчат ребят по обычной школь­ной программе. Разница в том, что детям с ослабленным зрением не­много сложнее усваивать новые знания, поэтому срок обучения увеличен до 12 лет. Наполняе­мость классов — не более 12 человек. Преподаватели стремятся уделить максимум внимания каж­дому ребенку. В образовательном процессе используют восемь ва­риантов программ, что позволяет каждого школьника определить в класс по его способностям, уров­ню развития. По словам педаго­гов, дефектам зрения в ряде случа­ев сопутствуют тяжелые психо­физические отклонения.

- Учителя следят за успевае­мостью детей и своевременно пе­реводят из класса с одной про­граммой в класс с другой. У школь­ников и их родителей таким обра­зом есть постоянное ощущение перспективы, возможности пре­одоления трудностей в развитии,  - пояснила «РГ» председатель со­вета трудового коллектива обра­зовательного учреждения Галина Горбунова. - За последние 4 года из 84 выпускников 10 воспитан­ников получили медали «За осо­бые успехи в учении».

По словам Игоря Батищева, преподавательский коллектив интерната - это «симбиоз опыта и молодости». Наряду с народны­ми и заслуженными учителями РФ, отличниками народного про­свещения и почетными работни­ками общего образования препо­дают молодые учителя.

Некоторые сотрудники - бывшие выпускники интерната.

Педагоги школы разработали и успешно применяют на практи­ке 45 программ дополнительного образования, которые представ­ляют собой различные формы со­циокультурной реабилитации.

- Когда-то русский ученый Вернадский сказал: «Разве мож­но узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется серд­це, когда нет обширных фанта­зий. Говорят, одним разумом можно все постигнуть, не верьте! Те, которые говорят так, не зна­ют, что такое разум». Эта мысль особенно актуальна для незрячих и слабовидящих детей. Искусство и творчество немыслимы без об­щения. В комплексе они являют­ся мощным средством, способс­твующим интеграции детей со зрительной патологией, - пояс­няет Батищев.

Воспитанники Игоря Батище­ва приучены к активной социаль­но-культурной жизни - участву­ют в различных смотрах-конкур­сах, спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах.

В среднем они ежегодно при­нимают участие как минимум в 20 различных фестивалях и конкур­сах, в том числе и международ­ных, не боятся выступать перед большой аудиторией.

В 2002 году для ребят, прояв­ляющих повышенный интерес к актерскому ремеслу, был создан театр-студия «Паяц». В репертуа­ре - десятки постановок.

В основу спектакля «Девочки-мальчики. Комплекс любви» лег­ли трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и произве­дения Франсуазы Саган, а также сочинения самих воспитанников школы. Постановка стала призе­ром многих конкурсов.

- Спектакль, в котором ис­пользуются средства клоунады, показывает, как зыбка грань, ко­торая отделяет мир реальный от мира сумеречных фантазий. Эта грань не толще, чем веки: закрой­те глаза, и вы - по ту сторону, - передает смысл спектакля Галина Горбунова.

Помимо творчества много вре­мени уделяется физической под­готовке. Почти все учащиеся зани­маются каким-либо видом спорта - голболом, скалолазанием и вод­ным туризмом... Воспитанники школы участвовали в велопробеге Липецк-Сочи протяженностью в 1,5 тысячи километров.

Гордость интерната - Нико­лай Орлов. В прошлом году он на­равне со здоровыми профессио­нальными альпинистами участ­вовал в экспедиции на Эльбрус и покорил горный массив. Нынеш­ним летом запланировал восхож­дение на Памир.

В школе понимают, что сред­нее образование, хоть и комплек­сное, всего лишь первый шаг на пути во взрослую жизнь. И важно помочь ребенку не потеряться в дальнейшем найти свое место.

Школа активно взаимодейс­твует с учреждениями среднего и высшего профобразования. За­ключены договоры с рядом учеб­ных заведений - Кисловодским медицинским колледжем, Курс­ким музыкальным колледжем, ре­бята поступают в Липецкий пед-университ и ЕГУ им.. И.А.Бунина.

- Усилия наших педагогов, занятия по индивидуальным про­граммам компенсируют ограни­чения в получении профессий, - поясняет Батищев. - Это позво­ляет им выступать на рынке труда на равных, конкурентных нача­лах с обычными детьми. Мы про­слеживаем судьбу выпускников школы-интерната. В первый год после окончания вузов и ссузов трудоустраиваются до 80 процен­тов наших воспитанников.

Несмотря на массу нововведе­ний, Батищев не собирается оста­навливаться на достигнутом.

                  Педагоги и учащиеся школы-интерната

С 1 сентября на базе школы от­крывается Центр дистанционно­го обучения детей с ограничен­ными возможностями не только по зрению. Уже закуплено 67 компьютеров, в ближайшее вре­мя будут приобретены еще 125 для ребятишек и 63 ПК - для пе­дагогов.

Решается вопрос об открытии на базе школы-интерната филиа­ла Московского социально-гума­нитарного института.

- Таким образом мы будем осуществлять полный цикл под­готовки детей с ограниченными возможностями, начиная с детса­да и заканчивая высшим образо­ванием. Следующий шаг - пре­образование интерната в авто­номное образовательное учреж­дение, - поделился планами Игорь Батищев.

Мария Кривовяз

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 68 гостей 
Просмотрено статей : 5384193
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме