Наша жизнь

Главная Курск Преодоление Зато ты знаешь, что такое свет

Зато ты знаешь, что такое свет PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

на фото Анжела                        на фото Анжела

Курск. Молодая гвардия. – 2005. - № 42. – С. 4.

Мы сидели в полутора метрах друг от друга. Я задавала вопросы, Анжела отвечала. Принципиальная разница между нами заключалась лишь в том, что я видела свою собеседницу, а она – мою проекцию: примерные очертания.

 Анжеле 22 года, и она учится на психолога в КГУ на дефектологическом факультете. Учится не вопреки и не благодаря очень плохому зрению, а просто потому, что хочет учиться...

-Анжела, скажи, когда начались твои проблемы со зрением и как ты с ними боролась? 

- В 1987 году, с банального отравления в детском садике. Тогда я получила осложнение на зрение, которое стало постепенно ухудшаться. Как боролась? Ходила по различным медицинским учреждениям, много лет наблюдалась на базе одного из московских институтов микрохирургии глаза. 

- Был ли в твоей жизни момент, когда ты поняла, что не сможешь видеть так, как окружающие тебя люди? 

- Да, это случилось в 10 классе и стало переломным моментом в жизни: именно тогда надо было выбирать профессию. В детстве я любила играть во врача, с самого раннего возраста тянуло к медицине: к этим ампулам, пробиркам, пузырькам. Но к 10 классу отчетливо осознала, что не смогу стать человеком в белом халате. Надо было выбирать что-то максимально близкое к медицине...

 - То есть выбор факультета не случаен? 

- Конечно. Профессия психолога, психотерапевта, психиатра очень близка профессии врача. Ведь очень важно, чтобы тебя понимали, с тобой общались, о тебе заботились, когда ты находишься в больнице.

 - Я знаю, что ты отправляла письмо депутату Госдумы Смолину. Расскажи, как это было, на что надеялась, когда писала?

 - Дело в том, что как раз после 9 класса встал вопрос о дальнейшем моем обучении, ведь тогда в нашей стране девятилетнее образование было обязательным. Надо было куда-то идти дальше. Смолина я впервые услышала по радио в 1999 году: тогда я даже не знала, что он депутат государственной Думы. Ну, а потом написали письмо, в котором спрашивала, в какие учреждения можно обратиться. Адресовали его в Комитет образования и науки, который тогда и возглавлял Смолин. Нам рассказали о структуре образования, сообщили, что могу учиться дальше, где захочу.

 - В библиотеке для слепых сказали, что именно Смолин посоветовал тебе изучить шрифт Брайля. Это так?

 - Нет. Просто в тот момент острота зрения была серьезно снижена: я уже не могла писать, и требовались какие-то специальные приспособления. В обязательном образовании была поставлена точка, но нужно было что-то читать, конспектировать... Так я начала обучаться шрифту Брайля в частном порядке на базе музучилища. Мы обратились к преподавателю, который за несколько занятий рассказал алфавит и проверил, есть ли у меня ощущения (специальные тактильные ощущения незаменимы при чтении Брайля). Кстати, именно он рассказал мне про библиотеку.

 - Часто там бываешь?

 - Не очень. Как правило, пользуюсь такой услугой, как развоз литературы на дом: составляю список, звоню по телефону, и мне привозят нужные книги. Но в библиотеку стараюсь хотя бы раз в неделю заходить: знакомиться с новинками.

 - Как легче воспринимать книги: по Брайлю или на слух, на кассетах?

 - Все зависит от вида литературы. Художественную, например, легко воспринимать и так, и так. Плюс книжек на кассетах в том, что, слушая их, можно делать что-то по дому: стирать, гладить. Брайль же требует усидчивости, терпения.

 - А лекции ты тоже записываешь по Брайлю?

 - Да, техника такого письма постепенно отрабатывается. На первом курсе стеснялась и ходила в институт с диктофоном, но это требует слишком много времени. Нужно было отсидеть лекцию, а потом отслушать и переписать материал. Поэтому стала конспектировать по Брайлю: сначала, конечно, не успевала, а потом вошла в ритм.

- Что было в институте сложнее: преодолеть психологические или физические трудности?

 - Психологические трудности возникали, в основном, в 1-м семестре. Надо было адаптироваться к совершенно новой обстановке, учиться ориентироваться в здании института, искать нужные аудитории. А, в основном, затруднения носят чисто механический характер. Например, если нам задают писать доклад, надо присоединиться к кому-нибудь, чтобы сходить в читальный зал, найти и изучить нужную литературу.

 - Плохое зрение только мешает или в чем-то мобилизует, подталкивает к учебе?

 - Если есть желание - будешь учиться, нет - и хорошее зрение будет помехой. У меня весь процесс обучения строится на личном интересе, так что дефектологическим факультетом не ограничусь: есть еще множество психологических школ, направлений.

 - Первый раз увидела тебя на сцене, во время KB На психологов. Как ты оказалась задействованной в нем?

 - В университете есть психологический клуб «Бумеранг», который участвовал в этом мероприятии. Там я занималась 3 года. Правда, сейчас из числа активных посетителей перешла в разряд пассивных. Из-за личных планов и учебы «Бумерангу» не получается уделять много времени.

на фото Анжела - Если свободное время все же находится, чем занимаешься?

- Бассейн, хореография. Для личного досуга - плетение, вязание. Моя бабушка всю жизнь прожила в деревне и говорила, что надо продолжать русские народные традиции. Вот и я решила научиться рукоделию. А в бассейн записалась, так как во время отдыха на море поняла, что не умею плавать, и стало стыдно.

 - Ты со вкусом одеваешься, хорошо приче­сана. Как разрабатываешь свой стиль?

 - По магазинам хожу с мамой и сестрой. Сначала выбирают они, после этого следует множество примерок, я оцениваю одежду на ощупь, а потом делаю свой выбор.

 - А с компьютером общаешься?

 -Да, причем я с ним в очень хороших отношениях. В принципе, в этом нет никакой трудности. Есть специальная программа, которая с помощью синтезированной речи озвучивает все, что есть на экране.

 - Может, спрашивать это нетактично, но ты чувствуешь себя не такой, как все, отличной от других?

 - В общем-то, нет. Но во всем есть свои трудности, свои нюансы. К примеру, как добраться домой из института? До остановки, в принципе, я могу дойти сама, но сложность заключается в том, чтобы увидеть нужную маршрутку. Поэтому спрашиваю у одногруппников, кому нужно на остановку, и иду с кем-нибудь за компанию.

 - Вопрос, который мучает меня очень давно, и на который не могу найти ответа. Что, по-твоему, сложнее: не видеть мир с рождения или постепенно, год за годом те­рять зрение?

 - По-моему, постепенная утрата зрения проходит легче. Просто ты видишь все менее и менее отчетливо, все предметы становятся расплывчатыми и медленно теряют свои очертания. Зато ты знаешь, что такое свет, что такое солнце, ночь, звезды... Людям, которые этого никогда не видели, должно быть, живется тяжело.

P.S.: очень хотелось приписать к этому интервью пафосное и многословное заключение. Но, думаю, все понятно без лишних слов. И пафоса не надо. Просто есть в этом мире очень, ОЧЕНЬ сильные люди. И как прекрасно, что они все-таки есть...

Елена АРХАНГЕЛЬСКАЯ  

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 48 гостей 
Просмотрено статей : 5606180
Индекс цитирования
Оценка качества сайта