Наша жизнь

Главная

Каждый спектакль – частичка души PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Городские известия. – 2017. – № 111. – 14 сентября. – С. 13

 Знакомство с Ниной Степановной Олешня-Полищук, актрисой драмтеатра имени Пушкина, началось более 10 лет назад. Тогда я писала о ее муже Александре Федоровиче Олешне, необыкновенно талантливом и незабвенно преданном делу человеке.

Еще готовила материал об актерах и как-то оказалась в гримерке Нины Степановны, она угощала кофе. Он был вкусный, но крепость поразила...

2017-й  для Нины Степановны сплошь юбилейный: 35 лет в театре, где она служит актрисой, 10 лет в областной библиотеке для слепых имени Алехина, где озвучивает книги для незрячих и слабовидящих. Она выполняет и общественную работу: 20 лет – председатель профсоюзной организации театра, 10 – председатель ТСЖ в собственном доме.  Инициатор добрых начинаний в коллективе. Например, ежегодной уборки могил ушедших из жизни сотрудников театра. 

Попытка суицида не состоялась

… Все, что мы имеем, родом из детства. Родилась Нина Степановна во Львовской области. О театре  мечтала с 5 лет, только видела себя  балериной. 

– Я когда-то пасла корову и увидела обложку журнала «Огонек» с балериной в пачке. Мое увлечение переросло в желание стать актрисой русского театра, именно русского, хотя по национальности  – украинка. Играла и играю во многих массовках. У меня выработалась собственная система участия в массовке: главное – синхронно, вместе со всеми, даже если и не совсем точно. До сих пор пляшу в постановке к 225-летию театра. Танец длится около 3 минут, но выходишь после весь мокрый», – рассказывает Нина Степановна.

После школы она поступала в Киевский театральный институт, но не поступила, хотя успешно сдала испытания. Ей тогда было 16 лет,  небольшого росточка, «кровь с молоком», а читала серьезные драматические произведения: «Плач матери», «Реквием»… Приговор – несовпадение внутренних и внешних данных – закрыл перспективу актерской деятельности!  Тогда она, не увидев смысла жизни, поехала топиться на Днепр. Но «…чуден Днепр при тихой погоде», и  попытка суицида не состоялась.

Школьная серебряная медаль требовала продолжения образования. Поступила в университет на факультет русской филологии во Львове. Отучилась полгода, бросила и пошла работать телефонисткой на нефтепровод «Дружба». Через год поехала во Львов в последний день подачи документов в вузы. И около полиграфического института увидела объявление о наборе на новую специальность, связанную с рекламой и научно-технической информацией. Сдавать нужно было ее любимые предметы,  и  Нина Степановна подала документы. Сочинение писали на тему: «В человеке все должно быть прекрасно». Абитуриентка Полищук сидела на экзамене, уже почти дописала, и тут экзаменатор, мельком взглянув в ее тетрадь, спросил: «А на каком языке вы пишете?». Оказывается, это была украинская филология и надо было вступительные экзамены писать на украинском. Пришлось срочно переводить на украинский язык. За сочинение она получила тройку, и по баллам не  прошла. Еще год проработала диктором районного радио. И наконец выстраданный выбор взрослого человека: диплом Львовского полиграфического  института  имени Федорова, издательство «Высшая школа», редакция общественно-политической литературы. Научные монографии, вестники, журналы… Монография «Кириллические старопечатные книги» стала библиографической  редкостью! Все это одна сторона медали. А на другой… детская мечта не покидала.

Она не сходила со сцены, занимаясь в самодеятельности, получала призовые места в конкурсах, стала лауреатом республиканского конкурса чтецов.  Занималась в нескольких народных самодеятельных студиях, в том числе и в «Гаудеамусе» Бориса Озерова, друга Романа Виктюка. Со спектаклями, которые  ставил Борис, ездили с гастролями в Москву, Польшу.

Другой студией руководил педагог, окончивший  Щукинское  театральное училище и преподававший по его системе. Они летали в Москву на премьеры театров: Таганка, Ленком, Современник… И вот 1975 год, театральная  биржа и исполнение мечты: Армавирский драматический театр имени Луначарского, в который приехала «с зубной щеткой, ночной рубашкой и томиком Марины Цветаевой». 

Там встретилась с будущим мужем Александром Олешней. Уехали уже вместе в Орловский драматический театр имени Тургенева к режиссеру Леониду Моисееву, который  раньше  работал с Олешней в Белгороде.

В Орле руководил труппой Юрий Бурэ, и когда его пригласили в Курск главным режиссером, забрал пару для постановки «Святого и грешного». 

– Люблю Театр, стараюсь выполнять работу честно, насколько отпущено мне Богом. Никогда не отказывалась от ролей и не просила роли, но всегда недовольство и творческий голод, – признается собеседница. – Значимые роли? Да все для меня значимы: «Святой и грешный» – Лиза, «Звезды на утреннем небе» – Лоран, самостоятельная работа «Мать» Карела Чапека на Малой сцене, «Конкурс» – Нинель Карнаухова  (это спектакли, в которых у актрисы большие роли, – Т.Х.). И не менее любима служанка Нины в «Маскараде» с ее двумя репликами, бездонным молчанием и сопереживанием с главной героиней». 

Жизнь – лучшая награда для больного Оскара

Нынешняя встреча с актрисой  состоялась благодаря моноспектаклю, поставленному заслуженной артисткой России Еленой Гордеевой «Оскар и Розовая дама» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмидта. 

Пьесу Нине Полищук-Олешне дала почитать режиссер Елена Гордеева, чтобы поставить на Малой сцене. «Когда прочла, поняла: от такого не отказываются. Два года мы работали самостоятельно в свободное от репетиций время. Может быть, ради этого спектакля я когда-то много лет назад и пришла работать в театр», – говорит актриса.

Однажды на улице ей встретилась женщина, спросила, имеет ли Нина Степановна отношение к театру. Рассказала, что как-то пришла в театр брать билеты, увидела афишу спектакля «Оскар и Розовая дама». Решила попасть именно на него, но билетов не было, их удалось взять не сразу. Наступил день, когда идти. Вечер, зима. Желания выходить из дома почти не было, но она пересилила себя. Когда пришла и увидела спектакль, забыла обо всем и поняла, что на земле есть добро и надо жить, чтобы его творить.

Работа в студии звукозаписи

– 11 лет назад услышала о том, что нужна помощь в озвучивании  текстов для незрячих в областной библиотеке для слепых и издании аудиокниг. Предложила свою помощь. Так началось это сотрудничество, – вспоминает актриса. 

На сегодняшний день в студии «Луч» (Любимое увлекательное чтение) Нина Степановна озвучила все произведения Алехина, Воробьева, много рассказов Носова – всего свыше ста изданий курских писателей и поэтов, а также сборники периодической печати «Будьте здоровы» и «Вестник курского края». Дипломы IХ Всероссийского конкурса  на лучшее издание для слепых и слабовидящих (2015-й), ХI открытого  конкурса изданий «Просвещение через книгу» (2016-й), ХIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» (2017-й) – значимые достижения коллектива. Одна из последних работ – «Сказки найденного времени» – посвящена 985-летию Курска. «Это наш скромный подарок  городу, который за 35 лет моей жизни стал родным», – говорит Нина Степановна.            

Ирина Куцевол, заслуженная артистка России:

– Нина Степановна – удивительно добрый и светлый человек, созданный для помощи другим людям. Она умеет это делать и дарит людям себя. В театре часто организует вечера, принимает в них участие. Очень ответственный человек. Если Нина что-то делает, это будет сделано на 100%. Замечательная актриса. Спектакли для нее – частичка души. Зритель это чувствует! Хочу сказать «спасибо» за те чувства, которые испытала на ее спектаклях. Она будит у людей сострадание и уважение к другим. Это редкое качество.

Ирина Стародубцева, заслуженная артистка России:

– Помню ее еще по спектаклю «Святой и грешный». Нина Степановна – замечательная актриса, и ее работа всегда видна, она – удивительное открытие для зрителя.

Для меня стал откровением ее моноспектакль «Оскар и Розовая дама», где ей удалось перевоплотиться в нескольких героев. Как певица, ведущий мастер сцены областной филармонии, и теперь как преподаватель вокала,  профессор, заведующая кафедрой вокального искусства ЮЗГУ, знаю, что студентам-вокалистам преподают сценическое искусство и как трудно  бывает найти краски для выражения нескольких образов. Смотрела с восторгом, не отрываясь, как один человек выступает в разных ипостасях: ни одного лишнего движения рук, ног или головы. Простые декорации и бесконечные перевоплощения: Оскар, Розовая дама, врачи, автор... Все быстро и со свойственной ей интонацией в голосе, у каждого свой характер. И если закрыть глаза, легко «дорисовывается» каждый из персонажей. 

У актрисы железный характер и  огромный актерский потенциал. Человеку не всегда удается проникнуть в свою сущность и понять себя до конца. Когда нет внутренней гармонии, человек получает плачевный результат…

Я была удивлена, что не увидела молодых лиц в зале. Если бы у меня была такой педагог, я бы не пропускала ни одного выступления, повышая свое мастерство…

Каждому надо найти себя в жизни. Для Нины Степановны жизнь – сцена. А еще работа в библиотеке для слепых. И еще... И еще... И еще...»
Новый сезон в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина откроется юбилейным вечером «Необыкновенный экзамен, или мы можем все!»  – 16 сентября, в субботу, и 17 сентября, в воскресенье,  в 17 часов.

Т. Харитонова



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 93 гостей 
Просмотрено статей : 4712329
Оценка качества сайта
Индекс цитирования