Наша жизнь

Главная

Путешествие на ощупь PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Курск. – 2017. – № 30. – 25 июля. – С. 19.

Фото с сайта ИА Курск Одно из самых любимых занятий для детей — рисование. Но не для всех, ведь для создания собственной картины нужно, прежде всего, взять в руки карандаш. Уже больше полугода волонтеры образовательного проекта «Увидеть мир своими руками» учат слабовидящих малышей создавать воображаемый мир на бумаге.

Занятия для особенных художников проходят каждую среду в областной библиотеке для слепых имени В.С. Алехина. Кроме изобразительного искусства, ребята здесь знакомятся с культурой разных стран, а также познают окружающую среду на ощупь. Об особенностях этого проекта рассказала его автор Анна Павелушкина.

— Аня, кем ты себя считаешь — педагогом или все же художником?
— Выходит, что сейчас я совмещаю в себе обе эти профессии. Хотя изначально я скорее художник. Рисовать я люблю и умею, к тому же закончила худграф КГУ. Но больше всего мне нравится наблюдать за тем, как человек учится рисовать, как неуверенные контуры постепенно превращаются в красивые образы, сложные композиции и настоящие шедевры. Картины — это одно из величайших видов искусства, ведь благодаря краскам и кисти мы можем видеть мир, который изобразил художник.

— Почему ты решила обучать рисованию именно слабовидящих детей?
— Рисование для детей — это не только интересно, но и полезно. Оно развивает восприятие и воображение, учит наблюдать мир, дает новые знания об окружающей среде, развивает мелкую моторику рук. Рисуя, малыш учится видеть и представлять образы, а потом и воссоздавать их. Когда я это поняла, сразу возникла мысль: а как же те, кто не в состоянии увидеть привычный нам мир? Каков он в их представлении? Как раз в то время я попала на всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида», где и создала свой проект «Увидеть мир своими руками».

У наставников свой подход к каждому юному художникуФото с сайта ИА Курск

— Для занятий нужна какая-то особая методика?
— В принципе, основа для обучения одинакова как для зрячих, так и для слабовидящих детей. Все малыши познают мир через тактильные ощущения, поэтому, перед тем как брать в руки краски, ему необходимо изучить этот предмет. Если это какое-то здание или памятник, мы стараемся сделать объемное пособие, чтобы ребенок мог детально запомнить его на ощупь. Детям с более серьезными нарушениями зрения даем трафареты, с помощью которых они запоминают последовательность линий. А затем уже рисуют самостоятельно.

— А как быть, если ребенок захотел увидеть свою картину?
— Это очень тонкий момент, потому что почти все дети, закончив сложную для них работу, хотят посмотреть на результат. В нашем случае наставники стараются включить фантазию ребенка. Для этого объясняем поэтапно каждый его шаг, говорим, например: «Сейчас мы рисуем шею лошади, она получается длинной и красивой». Спрашиваем, что бы хотелось добавить в рисунок, как художник это себе представляет. А потом еще раз рассказываем, что у нас получилось. Очень приятно видеть счастливое лицо ребенка, когда описанный преподавателем рисунок полностью совпадает с тем, что он хотел отразить на бумаге.

— А кто выступает наставником для ребят и какой главный критерий для тебя при выборе педагога в свою команду?
— В основном, это волонтеры, среди которых есть как старшие школьники, так и студенты.

Мы не ставим перед собой цель научить малышей создавать сложные картины.
Рисование для них — это один из способов адаптироваться среди сверстников и развить креативные способности. Поэтому нашим педагогам необязательно быть профессиональными художниками, важную роль здесь играет любовь к детям. Я участвую в волонтерской деятельности уже шесть лет и знаю, что безвозмездно помогать другим могут только люди с большим сердцем, так что наши ученики в надежных руках.

После кропотливой работы ребята готовят собственную выставку

— Заметен ли прогресс у юных художников?
— Конечно. Наши ребята узнают много нового о культуре и искусстве разных стран, знакомятся с их достопримечательностями. Те из них, кто закончил начальную школу, уже знают, как выглядит Испания. К тому же творчество помогает им стать более раскрепощенными. К примеру, самой маленькой нашей художнице всего шесть лет, она плохо видит и поэтому многого боится. В сентябре она идет в школу и у нас учится привыкать к окружающему миру. За полгода мы уже заметили, как сильно девочка изменилась. Раньше она даже боялась чужого прикосновения, а сейчас ведет себя очень активно.

Фото с сайта ИА Курск— А как попасть на ваши занятия?
— Прийти к нам может любой желающий, и это абсолютно бесплатно. Сейчас в группе всего 5 человек от 6 до 12 лет. Несмотря на разный возраст, все ребята отлично ладят друг с другом. К тому же на уроках они присутствуют вместе с родителями. Это тоже немаловажно, так как с мамой или папой ребенок не так зажат и может свободно общаться с другими. Да и сами взрослые оказывают большую помощь педагогам.

— Аня, планируешь ли ты расширить свой проект, ввести какие-нибудь дополнительные дисциплины?
— Мне бы хотелось, чтобы «увидеть мир своими руками» могли незрячие ребята и в других городах. Недавно вместе с волонтерами мы проводили образовательную программу в Ярославле, подписали партнерское соглашение с их общественной организацией «Союз студентов», и теперь наш проект действует и там. В ближайшее время также запланирована поездка в Железногорск и Белгород.

Кроме того, совместно с библиотекой имени Алехина мы работаем над выставкой тактильных карт города, с которыми смогут познакомиться не только слабовидящие малыши, но и взрослые.

Беседовала Кира Ковардина


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 28 гостей 
Просмотрено статей : 4823786
Оценка качества сайта
Индекс цитирования